Всем привет! В эфире ведущий подкастов Дмитрий Кузнецов и сегодня я расскажу вам о том, как остановить буллинг в школе. В этой непростой теме мне помогли разобраться психолог Екатерина Астахова и автор книги «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» Наталья Цымбаленко. Самые важные цитаты я приведу в этом подкасте. Если тема школьной травли окажется близкой вам, рекомендую посмотреть новый выпуск программы «Час с психологом» на ютуб-канале Московского образовательного! Там вы найдете много важной информации.
Итак, по статистике, с буллингом сталкивается каждый третий школьник. Чаще инициаторами преследований являются подростки с 12 до 16 лет. Именно в этом возрасте в организме ребенка происходят серьезные гормональные изменения. Но это не единственное, что подталкивает подростка к агрессии. В первую очередь сказывается желание самореализоваться, стать лидером, говорит психолог Екатерина Астахова.
Если говорить о психологическом портрете агрессора, то стоит отметить, что большую роль в самоопределении подростка играет воспитание. Удивительно, но абсолютно все люди рождаются агрессивными. Примерно в год, когда мы получаем свой первый социальный опыт в песочнице, мы буквально выбираем свою роль в последующих конфликтах. От того, дадим мы себя в обиду в детской игре или нет, зависит, будем ли мы отстаивать свои интересы в будущем.
Как подростку понять, что то, что с ним происходит в школе, это не череда конфликтов, а травля? Ключевым признаком здесь станет регулярность. Если конфликт — разовое столкновение интересов, то буллинг — это длительное, целенаправленное воздействие сильного человека на более слабого. Поводом для преследования может выступать все что угодно. Большое заблуждение — что буллингу подвергаются только дети с какими-то особенностями во внешности или характере. Жертвой может стать абсолютно любой. Другой вопрос — в каждой ли школе это происходит?
Существует прямой буллинг, когда агрессор крадет вещи, портит имущество прячет сменку, наносит побои. И косвенный буллинг, когда с первого взгляда непонятно, что это травля. Он проявляется в сплетнях, обидных шуточках, игнорировании. В травле, кроме агрессора и жертвы, есть последователи и наблюдатели. Психологи утверждают, что абсолютно все дети в той или иной степени страдают из-за буллинга. Наблюдатели стыдятся, что покрывают издевательства. Последователи понимают, что совершают плохие поступки, но переживают, что, взбунтовавшись, могут оказаться на месте жертвы.
Труднее всего, конечно, приходится жертве. Из-за проблем в школе ребенок может жаловаться на бессонницу, апатию, плохое настроение и снижение концентрации внимания. Вплоть до повышения температуры тела и проблем с пищеварением. На какие симптомы еще следует обратить внимание родителям, чтобы понять, что их ребенок — жертва буллинга? Конечно, на изменения в поведении. Если он не хочет идти в школу, отстранился от семьи, забросил хобби, замкнулся в себе, попробуйте поговорить об этом.
Если подозрения подтвердились и ваш ребенок действительно стал жертвой буллинга, стоит попробовать поговорить с родителями одноклассников. Например, на родительском собрании. Однако не всегда и далеко не все родители готовы пойти навстречу — многие воспринимают просьбу провести беседу с ребенком как критику в свой адрес. Автор книги «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» Наталья Цымбаленко рекомендует вести диалог с родителями в присутствии еще одной стороны.
В основе книги Натальи Цымбаленко — личная история. Автор описала, как в школе издевались над ее сыном и какими методами удалось остановить буллинг. Пособие можно найти в Интернете. Также необходимую информацию в виде тестов, советов психологов и памяток для ученика, родителя и учителя можно найти на ресурсе «Вместе против буллинга». Обязательно изучите эту страницу, чтобы понимать, как действовать в таких ситуациях, как помочь ребенку.
Современные школьники охотно обращаются к школьным психологам. Вначале, конечно, с некоторым опасением делятся своими переживаниями, боятся, что специалист кому-нибудь расскажет. Но когда понимают, что ему можно доверять, раскрывают истинную причину обращения. И, как правило, за жалобами на плохое настроение кроется проблема недопонимания и травли в классе.
Особенно важно обращаться к психологу ребятам, которые из-за буллинга приняли решение о смене школы. Ведь если не проработать эту ситуацию со специалистом, в новой школе все может повториться. Вообще, рекомендуется обращаться за помощью к психологу каждый раз, когда у ребенка возникают серьезные переживания. Например, из-за кибербуллинга. К слову, как отмечает Екатерина Астахова, подростки более восприимчивы к травле в офлайне, а не в онлайне.
В каждой социальной сети имеются возможности для пресечения кибербулинга. Можно пожаловаться на аккаунт, с которого присылают угрозы и оскорбления. Да и в принципе можно закрыть свою страничку или вообще удалиться из социальных сетей. А вот как вести себя, если ты стал жертвой не одноклассников, а учителя? Что делать, если педагог высмеивает твои способности в присутствии всего класса? Свои рекомендации озвучила Наталья Цымбаленко.
Еще несколько советов. Если над вами издеваются в школе, обязательно расскажите об этом взрослому (маме, папе, учителю, психологу). Только с помощью взрослого вы сможете решить проблему и дать обидчикам полноценный отпор. Также попробуйте поискать единомышленников в классе — это поможет укрепить ваши позиции. Не реагируйте на провокации агрессора, лучше отшучивайтесь. Отвлекитесь от трудностей в школе с помощью нового увлечения. И помните, что буллинг — это проблема, которую сложно решить в одиночку. Вокруг вас всегда есть люди, готовые протянуть руку помощи.
С вами был Дмитрий Кузнецов. До встречи в следующем подкасте! Пока-пока!