Андрей преподает в Театре юных москвичей Московского дворца пионеров. Будучи выпускником Театрального института имени Бориса Щукина, он реализует программу «Выпуск спектакля в детском театральном коллективе». Под его руководством дети углубленно изучают актерское мастерство в условиях, близких к профессиональному репертуарному театру, и побеждают в международных конкурсах. Как ему удается раскрывать юные таланты, всем ли подходят занятия актерским мастерством и как театр может изменить человека, читайте в нашем интервью.
Тайм-менеджмент — главный инструмент актера
— В чем уникальность вашей обучающей программы для детей «Выпуск спектакля в детском театральном коллективе»?
— Эта двухгодичная программа не имеет аналогов, мы составляли ее сами с нуля. Она позволяет детям, которые уже получили базовые навыки актерского мастерства, проверить себя в огромном количестве спектаклей, концертов — погрузиться в условия, максимально приближенные к профессиональному театру. Мы делаем акцент именно на сценической практике, оттачиваем мастерство от выступления к выступлению.
Также у нас есть собственный обязательный действующий репертуар. Это помогает развивать навыки планирования: ты знаешь, что у тебя в следующем месяце будет шесть спектаклей. Их необходимо репетировать, нужно подготовиться, понять, где у тебя какой костюм, когда ты приезжаешь, на какую площадку и так далее. Тайм-менеджмент — один из самых важных инструментов, которым должен владеть актер. В процессе занятий школьник осознает, хотел бы он продолжить этот путь в театральном вузе или нет. В дальнейшем ребята могут поступать на журналистику, педагогику, филологию: любое направление выбрать, которое связано с коммуникацией, но не театр, потому что уже наигрались. И это очень здорово.
— Актерское мастерство доступно всем или для этого нужен талант?
— Актерское мастерство доступно всем! Это тот навык, который есть с самого рождения: все дети играют и фантазируют. Вопрос в другом: насколько ты это чувство веры в предлагаемые обстоятельства готов дальше нести с собой? Иногда молодой человек в 13-14 лет ощущает, что он уже взрослый, ему это неинтересно. У него пропадает желание какого-то придумывания, и он выбирает другую направленность. Самое главное — быть честным и понять, насколько ты готов себя пустить в этот мир фантазии, придумок, свободы, какого-то хулиганства.
— Что дают ребенку занятия театром, если он не собирается становиться актером?
— Занятия актерским мастерством воспитывают компетенции, которые абсолютно любому человеку в современном мире пригодятся. Например, это умение общаться с незнакомыми людьми, потому что у многих вызывает стресс даже по телефону заказать пиццу, потому что человек робеет и впадает в ступор. Изо дня в день ты находишь свои сильные и слабые стороны, работаешь над собой. К тому же в Театре юных москвичей работают абсолютно классные педагоги по всем направлениям: вокалу, сценической речи, хореографии, истории театра и по практической режиссуре. Потому что спектакль — это не просто выйти в костюмах, в свете на сцену. Это обязательно какая-то пластическая выразительность, сила слова.
Русский театр — это подарок всему миру
— Как привить детям любовь к театру?
— Привить любовь к театру можно благодаря нашей истории. Мы вообще самые богатейшие люди на планете Земля, потому что русский театр, классический театр — это подарок всему миру от Станиславского и Немировича-Данченко, Вахтангова, Михаила Чехова, Мейерхольда. И нужно разговаривать с детьми, акцентируя внимание на том, что все, что сейчас представляет современный театр, вышло практически из нашего города: взяли посидели в «Славянском базаре» Станиславский с Немировичем-Данченко, и вдруг родился современный театр, какой он есть. Потом, Москва — это город возможностей, потому что такого количества театров разножанровых, разнорепертуарных, как у нас, нет нигде.
— Вы ходите вместе с детьми на спектакли?
— Конечно. Ведь нельзя любить то, в чем ты не хочешь разобраться. Мы ходим с детьми в театры и обсуждаем спектакли не на уровне «нравится — не нравится», а аргументируя, почему нам показалось это странным, а это интересным, это притянуто за уши, а это действительно смешно и очень тонко. К тому же практически все спектакли нашего репертуара поставлены по произведениям классиков. И для меня это отдельная отдушина, когда ребенок пишет в конце мая: «Спасибо большое, Андрей Андреевич, что мы поставили спектакль по Тургеневу „Муму“, потому что мне в ЕГЭ по литературе досталась эта тема. А я знаю это произведение наизусть».
Репетиция — это право на ошибку
— Как у вас обычно проходят репетиции?
— Репетиция у нас длится три часа. Все начинают с разминки — тренинга либо упражнений, взятых из профессиональной театральной школы, адаптированных под детей. Сейчас мы с ребятами делаем разные этюды. Выбираем тему, я им даю абсолютную свободу творчества. Они знают правила, которые могут использовать, но при этом есть возможность творческой импровизации. Затем мы анализируем и разбираем эти этюды. Но, как говорил Щепкин, репетиция — это право на ошибку, и ошибаться нужно. И хорошо, когда ты ошибаешься в какой-то такой практической работе. Дальше, если это спектакль репертуарный, который будет в ближайшее время идти, мы репетируем по сценам, репликам, делаем некую «выговорку», прорабатываем сложные моменты.
— А если спектакль для детей новый, как вы распределяете роли?
— Если спектакль новый, у меня есть своя педагогическая наработка — принцип «все играют всех». Это помогает детям показать какие-то свои идеи, наработки, представления о персонаже. Если с моей педагогической колокольни кажется, что этот мальчик никак не может сыграть определенную роль, принцип «все играют всех» работает так: он приходит на репетицию и говорит: «А можно я попробую почитать? А можно я попробую показать вам, как я его вижу?» И он выходит на сцену — и ни у кого нет вопросов, что это должен играть он. А самое главное — я себя как педагога оберегаю от того, что кого-то не поставлю на ту или иную роль и буду чувствовать вину. Поэтому, работая над новым спектаклем, всегда всем даю возможность играть, состав формируется из инициативы и включенности детей.
— Бывает ли, что игра на сцене вредит ребенку, негативно влияет на его поведение в обычной жизни?
— Ребенок-актер в руках у некомпетентного педагога — это практически то же самое, что автомат в руках у обезьяны, потому что навредить театром легко. Можно сделать так, чтобы молодой человек вдруг почувствовал себя ненужным, неважным, закомплексованным. Здесь важно, чтобы педагог мог помочь ребенку, не указывать на его проблемы и недостатки, а давать пути решения, дальнейшего развития.
Мы с детьми на одной волне
— «Сердце отдаю детям» — это же не просто красивая формулировка для вас? Что мотивирует поступать так, какой в этом смысл?
— Для меня не так важен сам спектакль, как процесс. Я счастлив, когда вижу, что дети получают удовольствие от придумывания, фантазирования, репетиций и не хотят уходить. Время занятия закончилось, а они продолжают что-то обсуждать, ждут меня, чтобы вместе пройтись до метро и еще поговорить. Просто мы на одной волне и относимся друг к другу с уважением. Я хочу, чтобы они потом с теплом вспоминали и говорили: «Да, вот мы ходили в Театр юных москвичей, это было прекрасное время нашей жизни».
— Есть ли в вашем театре дети, которые не хотят выходить на сцену? Как они находят себе занятие в театральном коллективе? Их обучают основам «закулисных» профессий?
— Ребята приходят, у всех разное желание заниматься театром, у подавляющего большинства это актерство. Следующий срез — это режиссура, потому что детям интересно придумывать, фантазировать, но и потом не просто что-то поставить, а разобраться в технологии, как это все работает. Ну и, конечно, все так называемые бэкстейдж-компетенции: люди, которые занимаются светом, звуком, оформлением. Если ребенок приходит и говорит: «Я планирую дальше поступать на художника по свету», мы, конечно же, позволяем. У нас есть для этого ресурсы и возможности. Например, у нас девочка придумала несколько музыкальных композиций и прямо в спектакле вживую их играла на рояле.
— Участвуют ли дети в составлении репертуара?
— Всегда главным двигателем репертуарной нашей деятельности являются дети, потому им должно быть интересно поставить тот или иной спектакль, проговорить определенную тему. А опираемся мы на предложенные Департаментом образования даты и события на год. То есть в этом году 200-летие Александра Николаевича Островского — мы ставим спектакль по Островскому. То есть мы привязываемся так, чтобы полезна была и с образовательной точки зрения наша работа.
— Над каким спектаклем работаете сейчас?
— В данный момент мы работаем над спектаклем по рассказу Туве Янссон про Муми-троллей. Нам эта история показалась очень интересной, потому что там действительно много персонажей, и сама по себе вселенная Муми-троллей — это не отечественная литература, но тем не менее такая близкая русскому человеку. А в ближайшей перспективе — выпустить весной спектакль по Фонвизину «Недоросль».
В Москве практически в каждой образовательной организации созданы театральные студии или школьные театры. Они объединены в проект «Содружество школьных театров». Созданные детскими и молодежными театрами спектакли видит не только школьная аудитория, но и приглашенные зрители. Также в рамках Содружества проходят фестивали и конкурсы (например, «Живая сцена»), дети могут показать свои постановки на профессиональной сцене, а педагоги проходят обучение и получают помощь опытных консультантов-наставников и мастеров театрального искусства.
Проект разработан в рамках федеральной инициативы по созданию и развитию детских и молодежных театральных объединений в столице.
Больше новостей