Главная / Что нового? / Новости

Метанавыки профессионалов будущего: как их развивать с детства?

3 августа 2023
Метанавыки профессионалов будущего: как их развивать с детства?
Рубрики:    В городе Тренды Форумы

Метанавыки — это фундамент, который отвечает за то, чтобы человек быстро учился, уверенно принимал решения, гибко реагировал на постоянно меняющуюся реальность, понимал собственные чувства и распознавал эмоции окружающих людей, мог генерировать идеи. Именно на этой основе формируются важные для жизни «жесткие» и «гибкие» навыки. Раньше метанавыки воспринимали как некие устойчивые черты характера, но сейчас специалисты сходятся во мнении, что их можно и нужно развивать, причем эффективнее делать это с детства. Помочь в этом ребенку может родитель, воспитатель, учитель или другой значимый взрослый. Психологи, педагоги и другие эксперты столичного образования рассказывают, какие метанавыки необходимы профессионалу будущего и как их прокачать уже сейчас.

Как не бояться меняющихся тенденций и оставаться востребованным на рынке труда? Без каких метанавыков современным детям будет трудно стать успешным профессионалом будущего? Ответы на эти вопросы в интерактивном формате получат посетители пространства образования и карьеры Московского урбанистического форума в Гостином Дворе. Форум стартует уже 1 августа и продлится до 10 сентября.

«Под метанавыками понимают способности человека гибко реагировать на постоянно меняющуюся реальность, отвечать на вызовы, подстраиваться и постоянно учиться новому, осваивать новые навыки. Хорошая новость в том, что эти „суперсилы“ можно в себе развить, и чем раньше этим заняться, тем выше шансы на успех. На площадке гости Московского урбанистического форума познакомятся с семью основными метанавыками человека будущего: это критическое мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативность, адаптивность, креативность, а также цифровая и функциональная грамотность. Каждый желающий сможет не только протестировать их у себя в игровом интерактивном формате, но и получить рекомендации экспертов, как их можно развить», — отмечает Наталья Цымбаленко, руководитель PR-службы Департамента образования и науки города Москвы.

Критическое мышление

Критическое мышление — это способность сохранять объективность, ставя под сомнение и проверяя на истинность ту или иную информацию. Человек, обладающий этим навыком, способен отличить факт от суждения и определить стереотипные мнения, не имеющие отношения к реальности.

«Критически мыслящий ребенок не будет принимать на веру сказанное, будет стремиться к тому, чтобы наблюдать, задавать уточняющие вопросы, гибко мыслить, принимать взвешенные, основанные на фактах решения, и при необходимости будет готов признаться в своих заблуждениях. Навык критического мышления помогает формировать собственную точку зрения, спокойно и аргументированно представлять ее даже в ситуации, когда у людей есть другое мнение. Это особенно важно для подросткового возраста, в период развития рефлексии, формирования самосознания», — отмечает Варвара Лаврентьева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы.

Родителям важно показывать ребенку, откуда он может черпать информацию. Обсуждайте с ним разные точки зрения, аргументируя «за» и «против».

Этот метанавык уже сегодня активно развивают в детях со школьной скамьи. Многие задания в образовательных программах требуют от ребят умения критически оценивать информацию, учиться отличать факты от суждений. Например, занятия по осмысленному чтению, классные часы и «Разговоры о важном», а в рамках предпрофессионального проекта «Медиакласс в московской школе» будущих медиаспециалистов учат пользоваться полезными приемами проверки фактов, отличать достоверные источники информации от недостоверных и так далее.

Эмоциональный интеллект

Именно этот метанавык позволяет человеку понимать психическое и эмоциональное состояние — как собственное, так и окружающих его людей. Без эмоционального интеллекта невозможна эффективная работа в команде, поиск совместных решений и взаимодействия.

«Люди ведут себя по-разному: они могут грустить, уставать, быть радостными или спокойными. Детям важно объяснить, что мы не способны читать мысли других, но можем поинтересоваться тем, как чувствует себя человек. Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные настольные игры, обсуждение сказок и историй, разговоры о собственных чувствах», — советует Оксана Корчагина, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы.

Один из эффективных способов развития эмоционального интеллекта — чтение книг и просмотр фильмов с последующим их обсуждением с помощью таких вопросов, как: «Что почувствовал герой в этой ситуации?», «Что бы ты на его месте испытал?» и так далее. Также полезно обращать внимание ребенка на переживаемые им эмоции, называя их, например «Похоже, ты сейчас очень удивился» или «Мне кажется, тебя обрадует эта новость».

«Именно литература дает ребенку те модели поведения, которые он может использовать в своей повседневной жизни. Например, „Денискины рассказы“ Виктора Драгунского — не просто смешные истории из жизни Дениски Кораблева, это целая галерея ситуаций, людей, реакций окружающих на происходящее. Читая об этом, ученик 1–5-х классов понимает, каковы могут быть его действия в той или иной ситуации и почему так происходит»
, — отмечает Сергей Валюгин, учитель русского языка и литературы школы имени Ф. М. Достоевского, победитель конкурса «Педагог года Москвы — 2023» в номинации «Учитель года».

Адаптивность

В современном быстро меняющемся мире успешными становятся люди, которые умеют адаптироваться к новым условиям, быстро воспринимать новые правила.

По словам психологов, ребенок, обладающий навыками адаптивности, легче переживает изменения, которые происходят с ним. Такой дошкольник, оказавшись на новой детской площадке, способен быстрее освоиться, исследовать окружающее пространство, без поддержки взрослого начать игру с детьми любого возраста.

Младший школьник будет легче переключаться с одного вида деятельности на другой, сможет подстроиться под требования разных учителей, быть гибким в различных ситуациях общения. Подросток с развитыми навыками адаптивности более эмоционально устойчив, он реже вступает в конфликты с окружающими.

«Для развития адаптивности необходимо поддерживать в ребенке дух первооткрывателя без боязни совершить ошибку. Взрослым важно объяснить детям, что приобретение опыта, даже если он не был позитивным, позволит ему искать новые пути решения поставленных задач», — рассказывает Оксана Корчагина.

Чтобы развивать адаптивность, подойдет любой вид спорта, в котором важно для выигрыша быстро принимать решения, мгновенно просчитывать варианты развития событий и на основании этого делать свой ход. Например, пинг-понг или фрисби.

«Когда ребенок приходит в дошкольную группу, в качестве факта адаптации выступает уже не только семья, но и сверстники, сотрудники детского сада. Конечная цель адаптации — это безболезненная интеграция ребенка в общество, чтобы он чувствовал себя комфортно рядом с другими людьми, а они с ним. На физиологическом уровне развитию навыка адаптивности помогают занятия физической культурой. В дошколке мы помогаем малышам развивать основные виды движения: бег, ходьба, метание, прыжки и так далее. Наша задача — чтобы ребенок к 6-7 годам, мог их применять в новых практических ситуациях, умел их комбинировать, и оценивать значение того или иного действия для сохранения и укрепление здоровья», — отмечает Егор Харитонов, инструктор по физической культуре школы № 338, победитель конкурса «Педагог года Москвы — 2023» в номинации «Воспитатель года Москвы».



Креативность

Креативность помогает достичь успеха не только в творческих профессиях. Именно благодаря этому навыку появились многие новые технологии, которые делают нашу жизнь проще и удобнее.

«Креативность — способность представлять и создавать что-то новое, соединять вместе непривычное. Она помогает в ситуациях, когда необходимо найти неожиданное и неочевидное на первый взгляд решение, увидеть больше одного варианта развития событий. Креативность рождается в детской игре — мощном источнике развития воображения, она поддерживает его формирование и развитие. Ребенок, способный увидеть в обычном облаке необычное животное, представить, что палочка может быть и лошадкой, и мостиком через ручей, в будущем сможет использовать творческое мышление в своей деятельности, поддерживая ее уникальность и разнообразие. Навык креативности помогает искать варианты, придумывать альтернативные выходы из сложившейся ситуации, генерировать идеи и выходить за рамки устоявшегося и привычного», — говорит Варвара Лаврентьева.

Развитию креативности способствуют не только такие традиционно творческие дисциплины, как изобразительное искусство, музыка и литература, но и выполнение индивидуальных проектов. Ведь проект предполагает создание уникального продукта или нового решения.

Коммуникативность

Это способность человека ясно и грамотно излагать свои мысли, доносить их до собеседника. Коммуникативность помогает вести диалог, учитывая цели и задачи общения, добиваться намеченных результатов, выбирая адекватный ситуации и задаче стиль общения, учитывая индивидуальные особенности собеседника.

По словам специалистов, развитию коммуникативности помогают дисциплины гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, обществознание. Очень полезно будет развивать навык пересказа текстов — это не только способствует развитию памяти, улучшает запоминание информации, но еще и помогает учиться точно выражать свои мысли, объяснять прочитанное или увиденное своими словами.

«Чем пересказ отличается от обычного воспроизведения текста? Например, от чтения стихотворения наизусть? Многие школьники сталкиваются с такой проблемой: они пытаются пересказать текст, но при этом говорят заученными фразами, стараются воспроизвести все слово в слово. Однако пересказ — это абсолютно другая форма. Это рассказ одного человека о чем-то, о каком-то событии или случае другому человеку. Вспомните любую историю, случай, который с вами произошел, попробуйте рассказать о нем собеседнику — это и есть пересказ. Поэтому, конечно, пересказывая сюжет художественного произведения, мы развиваем свои коммуникационные навыки, так как нужно учитывать, кому, когда и насколько подробно мы хотим рассказать о только что прочитанном тексте», — говорит Сергей Валюгин.

По словам психологов, во многом коммуникативность ребенка формируют именно близкие люди. «Беседуйте в семье с искренним интересом и участием, учите ребенка тактичным речевым конструкциям и способности отстаивать свою точку зрения, не обидев при этом собеседника. Таким образом взаимодействие с окружающими будет приносить ребенку удовольствие и интерес к общению», — советует Оксана Корчагина.

Функциональная грамотность

Этот навык помогает человеку находить эффективные, качественные решения в различных жизненных ситуациях, умело использовать имеющиеся знания на практике.

«В России сегодня создана действенная система, направленная на формирование функциональной грамотности школьников, а московское образование традиционно выступает флагманом этих процессов. Московский центр качества образования в этом направлении сформировал очень интересную ресурсную базу: демонстрационные варианты работ, своего рода тренажеры, образцы для составления подобных заданий, размещены в открытом доступе на сайте. Работать с этими заданиями могут учителя-предметники, школьники, специалисты, отвечающие за подготовку по направлению «Функциональная грамотность», — отмечает Елена Пономарева, ведущий специалист Московского центра качества образования.

Однако, по словам специалистов, функциональный подход формируется не только на уроках. Этот процесс должен быть непрерывным, только тогда он будет давать желаемый результат. И огромную роль здесь играет семья.

«Для развития функциональной грамотности можно, например, попросить ребенка во время совместного похода в парк помочь определить по карте-схеме оптимальный маршрут. Или выбирая транспорт во время путешествия, можно „посоветоваться“ с ребенком по поводу расчета стыковочного времени между рейсами. Или определяя музей для посещения, вместе изучить официальные сайты культурных учреждений и выбрать программу. Можно вместе читать книги, рисовать схемы сюжетов, восстанавливать содержание, обмениваясь этими схемами, составлять рассказы по картинкам и наоборот. Перечислить все варианты практически невозможно — их столько, сколько возникает проблемных ситуаций. Главное — вместе отвечать на вопрос „почему?“ и не бояться попросить совета у ребенка, дать ему возможность подсказать, обдумать и посоветовать решение. Так он поймет, что у него это получается, что он обладает навыками, которые очень важны в жизни и могут помочь не только ему, но и вам. А почувствовав свои возможности, ребенок уже ни за что не откажется от того, чтобы совершенствоваться и наращивать свои функциональные навыки»
, — добавляет специалист.

Цифровая грамотность

Это метанавык современного человека, живущего в мире цифровых устройств, который необходим для того, чтобы использовать ИТ-технологии безопасно и эффективно. Цифровая грамотность включает в себя общее отношение к технологическим инновациям, а также умение работать с информацией: получать, фильтровать, организовывать цифровой контент, взаимодействовать с инструментами цифровой среды с различными техническими устройствами — компьютерами, мобильными гаджетами, выстраивать коммуникацию в интернете с учетом основ кибербезопасности.

По словам специалистов, сегодня дети зачастую способны осваивать гаджеты и новые технологии быстрее родителей. Именно по этой причине так важно с детства прокачивать навыки безопасного взаимодействия в интернет-среде, обучать основам цифрового менеджмента, учить фильтровать поток информации, выделяя важное и существенное для того, чтобы цифровая среда помогала и поддерживала развитие ребенка.

Обучать цифровой грамотности можно не только на уроках информатики. Даже общение детей в чате класса, выстроенное с учетом соблюдения ряда правил, также помогает развивать умение общаться безопасно в интернете. А обсуждение с учителями или родителями таких тем, как цифровой след, фишинговые ссылки и сайты-зеркала, поможет сделать первый шаг к кибербезопасности.

«В старших классах у ребят есть обязательный урок — индивидуальный проект, на котором проводят исследования, а это значит мы, педагоги, должны обучить их пользоваться цифровыми облачными сервисами. Ученики должны предоставлять результаты проекта в каком-либо формате. Следовательно, мы должны показать, как создавать простейшие сайты, презентации. Провести мозговой штурм и оформить его в виде майнд-карты, вывести результаты проекта на онлайн-доску — тоже цифровые навыки, которые, безусловно, пригодятся при учебе в университете и в жизни», — подытожила Наталья Травкина, медиапедагог школы № 1293, соавтор курса «Цифровой учитель от А до Я».

Источник: «Вечерняя Москва»

Больше новостей

Дополнительное образованиеНаукаСпортПрофориентацияПобедителиРодителиКнижная полкаФестивальПатриотыКнигиЧтениеСтаршеклассникиПсихологияНовинки МЭШВыставкиМЭШСервисы МЭШСоветы психологовМосОбрИсторияИнтервьюВолонтерыБуллингМУФФинансовая грамотностьАрктикаКиберспортОГЭТурнирМетанавыкиБольшая учительская неделяТалантНачальная школаУчитель годаТестыСтудентыДень учителяСоветы родителямВоспитаниеМастер-классПрактикиУчебный день в музееДошкольникиДневник МЭШКадетыРобототехникаГеографияГТОПремияПодкастыЭкзаменыФорум социальных инноваций регионовПитание в школахШкола старшеклассниковМедиаклассИнновации в образованииМолодые ученыеРазговоры о важномТворчествоКонцертДвижение первыхМосквенокИТ-классПредпринимательский классИнженерный классМедицинский классВоспитатель годаВоспитателиЭлектронные книгиПриемная кампанияВебинарВикторинаЛига ЗнанийУченикиПредпринимательская культураГИАЭкологияСоветы врачейРодительский комитетВыпускникиАкадемический классКурчатовский классПедагогический классОфициальноВыпускнойДень отцаCOVID-19ПервоклассникиСоцсетиКадетские классыродной языкВакцинацияЗаконопроектФООППроверочные работыВПРЮбилейвзаимообучение городовгероиНаградыРоссияЗдоровьеИнновацииКвестыТеатрыЗвезды читают стихиМузыкаЧемпионат