Дарья Бухаленкова,
лауреат конкурса на соискание Премии Правительства Москвы молодым ученым — 2022 в номинации «Общественные науки» за проект «Разработка методического комплекса для диагностики и коррекции индивидуальных траекторий развития детей в различных образовательных средах» (в соавторстве с Маргаритой Гавриловой).
Работает в МГУ имени М. В. Ломоносова. Выпускница московской школы № 1514. Защитила кандидатскую диссертацию в 29 лет.
— За что вы любите свою школу?
— Прежде всего, за уважительное отношение учителей к ученикам, за их заинтересованность в наших успехах. Все, кто нас учил, были увлечены своими предметами, и их увлеченность передавалось ученикам. Нас побуждали думать, анализировать, создавать что-то новое, всегда готовы были дополнительно объяснить, рассказать, поддержать. Вообще мы много времени проводили в школе, потому что там было интересно. Это был настоящий второй дом.
— В чем суть вашего научного проекта, который победил? Он имеет практическую ценность?
— Мы разрабатывали инструментарий, который позволял бы протестировать дошкольника и понять, что ему еще нужно, чтобы успешно подготовиться к школе и успешно учиться. По результатам тестирований даем обратную связь родителям и воспитателям, даем рекомендации, на что обратить внимание, какие навыки западают и нуждаются в поддержке. Мы изучаем именно психологические особенности развития дошкольников, а не их знания. Например, дошкольникам необходимо развивать социальный интеллект. Он помогает выстраивать отношения с одноклассниками и с учителем. Еще очень важный навык — саморегуляция, контроль своего поведения. Мне кажется, это очень важная задача. Если мы успешно сформируем те навыки, которые позволяют ребенку успешно адаптироваться к новым изменяющимся условиям, то ребенок в дальнейшем будет успешнее учиться в школе и получать от этого больше удовольствия.
— Интерес к науке зародился у вас еще в школе? Возможно, школа или отдельные учителя помогали ему развиться?
— Не могу сказать, что школа сформировала у меня желание заниматься именно наукой. Скорее, школа помогла мне развить познавательный интерес, который привел меня в науку. Мне интересно планировать исследования, получать результаты, анализировать их. Школа поддержала мою любознательность, научила трудиться и доводить дело до конца.
— На ваш взгляд, без чего невозможны успешная карьера, достижения в современной науке?
— Первое, что приходит мне в голову — это знание иностранных языков. Для того, чтобы быть успешным в науке, важно знать, что делают зарубежные коллеги, уметь оценить то, что ты делаешь, с точки зрения значимости для мировой науки, увидеть, что уже было сделано другими исследователями, и, возможно, почерпнуть что-то из их опыта. Успешная научная деятельность, по крайней мере, в психологии, невозможна руками одного человека. Это всегда работа коллектива. Поэтому помимо знаний, важно обладать социальными навыками.
— Что вы посоветуете сегодняшним школьникам, которые интересуются наукой, исследованиями, учатся в предпрофессиональных и профильных классах, на что делать упор, чтобы добиться успеха в науке?
— Сделать упор на изучение иностранных языков. Прежде всего, на английский, на нем ведется коммуникация в международном сообществе. Еще один совет ребятам: разобраться в себе и выбрать ту область, которая им по-настоящему интересна. Не опираться на мнение авторитетов, не идти туда, где обещают хорошие перспективы и легкую карьеру, а прислушаться к себе и выбрать то, в чем действительно хочется развиваться. Только имея искренний интерес, можно добиться успеха.
Больше новостей