Хвалите ребенка правильно

11 апреля 2023

1-4 классы Все о школе

Хвалите ребенка правильно

Похвала — отличный помощник в воспитании. Для ребенка поощрение родителей имеет огромное значение: оно дает понимание правильности собственного поведения, формирует уверенность в своих силах. Однако похвалу необходимо использовать с умом, чтобы она мотивировала к росту и развитию.

Хвалите искренне. Похвала должна быть искренней. Неискренность дети чувствуют моментально и перестают воспринимать похвалу как что-то значимое. Иногда бывает нелегко выразить свою радость, особенно после тяжелого трудового дня. Есть соблазн просто бросить дежурное: «Молодец!». Но ребенку будет сложно доверять этим словам, тем более если ваше вербальное послание не будет совпадать с невербальными реакциями — выражением лица, жестами, интонацией.

Хвалите за конкретные дела. Старайтесь хвалить так, чтобы ребенок понимал, что именно он сделал хорошо. Общие фразы «Молодец!», «Хорошо!», «Хорошая работа» не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в нужном направлении. Вместо этого скажите, что именно вы видите. Если хвалите, например, за рисунок, обратите внимание на детали: «Такой цветочек у тебя получился красивый! И вот эта птичка — совсем как настоящая!» Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил ребенок: «Это очень непросто — нарисовать птичку, но ты отлично справился!». Одним словом, избегайте общих фраз.

Не сравнивайте. При поощрении нежелательно проводить сравнение ребенка с другими детьми. Сравнительная похвала не готовит ребенка к встрече с трудностями. Вместо того чтобы учиться на своих ошибках, дети пасуют перед неудачами и чувствуют беспомощность. Замечайте и показывайте те изменения, которые происходят именно с ними: «Ты все быстрее и быстрее одеваешься, меня это так радует!», «Сегодня ты написал эту букву аккуратнее, чем вчера».

Хвалите не только за результат, но и за процесс. Бывают ситуации, когда надо долго вкладываться, чтобы добиться видимого результата. Поэтому важно хвалить не только за достижения, но и за усилия. Тем самым мы поддерживаем ребенка в его стремлениях, помогаем ему не сдаваться при освоении чего-то сложного или длительного.

Не критикуйте после похвалы. «Молодец, что не забыл физкультурную форму. Но вот посуду ты почему-то не вымыл». Знакомо? Иногда в погоне за «идеальным» ребенком мы, сами того не замечая, обесцениваем действия и приложенные усилия. Похвалили — остановитесь! Важно разделять похвалу и критику. Лучше в другой, спокойной обстановке обозначить в позитивной форме то, что вы ожидаете от ребенка: «Мне так приятно, когда я возвращаюсь домой и вижу чистую посуду!».

Закрепляйте результат. Любое позитивное внимание дает положительный результат. С помощью похвалы ребенок обращает внимание на те действия, которые одобряются, поощряются, а значит, это поведение он будет стараться демонстрировать чаще. «Так здорово, что ты поделился игрушкой!», «Мне так приятно, что ты сам вспомнил про день рождения дедушки!» — эти слова говорят ребенку о том, что родители ценят его желание наладить общение и взаимопонимание.

Хвалите в зоне ближайшего развития. Ребенок наиболее нуждается в похвале, когда осваивает что-то новое, сталкивается с непонятными для себя ситуациями. В этот момент добрые слова его поддерживают, мотивируют на преодоление трудностей. Но они могут выглядеть неестественно, если мы отмечаем действия, которые давным-давно освоены, и ребенок выполняет их с легкостью. Не обесценивайте похвалу — она действительно должна быть заслуженной.

И еще очень важно научить ребенка поддерживать других людей, говорить им искренние комплименты. Это является хорошим подспорьем в его эмоционально-личностном развитии, в понимании того, какой он человек, какие у него есть ресурсы.

Светлана Трактова, Елена Дугина, педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра

Теги

воспитание
Больше публикаций