Словарный запас: для чего его нужно развивать и как это делать

7 апреля 2023

Скоро в школу

Словарный запас: для чего его нужно развивать и как это делать

Уровень развития речи, объем и качество словарного запаса ребенка напрямую связаны с готовностью к школе. Тема всегда актуальна, и сегодня мы расскажем об этом подробнее.

Сформировать хороший словарь за год-два до школы невозможно. Это длительный и поступательный процесс. С самого раннего возраста малыши постепенно запоминают слова и их значения, учатся правильно их использовать, соотносить с предметами и действиями.

В возрасте 6-7 лет завершается дошкольный период развития — считается, что ребенок готов к систематическому обучению. У него в достаточной степени сформированы звукопроизношение, фонематический слух, он активно знакомится с грамматическим строем языка. Словарь старших дошкольников  уже довольно велик, хотя на практике можно наблюдать существенный разрыв в количественном отношении — есть дети с весьма впечатляющим словарным запасом из самых разных областей знаний, а есть те, чей словарь ограничивается бытовой тематикой.

Перед зачислением в школу, как правило, проводится тестирование, которое включает в себя в том числе оценку речевого развития. Педагоги смотрят, насколько сформирована связная речь, как ребенок отвечает на вопросы, насколько развернуты фразы и предложения, может ли он составить рассказ по картинке, пересказать сказку, поделиться своими мыслями по поводу увиденного или прочитанного. Речевое развитие также тесно связано с социализацией. Чтобы не возникло трудностей в обучении и в общении со сверстниками, родители должны уделить этому аспекту максимум внимания.

Развиваем словарный запас ребенка

Как можно больше общайтесь с ребенком. Общение с родителями — именно тот первичный и основной ресурс, который помогает ребенку развивать речь, осваивать новые понятия, облекать в слова собственные мысли. Избегайте излишнего примитивизма в разговорах с детьми — наоборот, старайтесь употреблять не только хорошо знакомые ему слова, но и ряд синонимов; используйте метафоры и эпитеты. Вводите в обращение как можно больше прилагательных, поскольку речь дошкольников главным образом состоит из существительных и глаголов.

Подключайте обоняние, осязание, слух, зрение, вкус. Какой апельсин? — Яркий, оранжевый, пахучий, сладкий, терпкий, шершавый, круглый. У одного предмета может быть множество самых разных характеристик, которые воспринимаются разными органами чувств. Обратите на это внимание.

Читайте книги вслух. Этот совет можно было бы отнести к наиболее очевидным, но все не так просто. Книги нужно читать не торопясь, с правильной интонацией, четкой дикцией и те, которые соответствуют возрасту и интересам ребенка. При чтении время от времени останавливайтесь и задавайте вопросы по прочитанному отрывку. Все ли было понятно? Встретились ли слова, смысл которых он еще не знает? Объясните значение новых слов, добавьте пару синонимов.

Учите анализировать. Просто запомнить слово и его значение недостаточно. Чтобы правильно его использовать, необходимо развивать аналитическое мышление. В этом помогут вопросы, которые требуют активизации знаний и опыта: «Помнишь, мы читали рассказ, где гости пили чай из блюдец. Для чего у блюдца приподняты края, как ты думаешь?» или «Почему шкафчик в прихожей называется обувницей?» и так далее.

Играйте. Игра — основной вид деятельности дошкольников, а потому очень эффективный. Предлагаемые игры не требуют никаких специальных приспособлений или наглядных пособий, а играть в них можно где угодно. 

Назвать признак предмета и соотнести с ним предметы. Что у нас большое (желтое, вкусное)? Большое — дом, самосвал, город. Желтое — апельсин, солнце, желток. Вкусное — банан, котлета, пирожок.

«Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете мяч. Если слово можно «съесть», то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.

«Я знаю пять…». Для этой игры также потребуется мяч. Ребенок отбивает мяч от пола и ритмично говорит: «Я знаю пять названий цветов: ирис, гвоздика, роза, лилия, маргаритка». Задача играющего — не сбиться и с каждым ударом мяча об пол без заминки называть цветок или любое другое существительное, объединенное родовым понятием (пять животных, пять фруктов, пять профессий и так далее).

Подобных игр — великое множество, и дети с удовольствием в них играют, обогащая свой словарный запас, развивая речевые навыки. Важно помнить, что любая работа с расширением и пассивного, и активного словаря должна начинаться как можно раньше и проводиться планомерно, изо дня в день — только так можно достичь хороших результатов.

Жанна Науменко, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра

Теги

образование
Больше публикаций