Из чего складывается самооценка

14 апреля 2023

Скоро в школу

Из чего складывается самооценка

Ласковый разговор с малышом, физический и зрительный контакт с ним, улыбки взрослого – это способы, при помощи которых малыш чувствует свою значимость для близких. Благодаря этому у него формируется положительное отношение к людям, к миру в целом и к самому себе. 

Важнейшая характеристика человеческой личности – ее самооценка, предпосылки формирования которой начинают закладываться еще в младенчестве. В дошкольном возрасте самооценка ребенка находится в стадии формирования, и адекватной считается завышенная самооценка, то есть положительный образ самого себя. А к 7-8 годам, когда ребенок в школе сравнивает себя с другими, самооценка может быть и адекватной,  и заниженной, и завышенной.

Родителям нужно иметь в виду, что самооценка складывается на основе мнения значимых взрослых. Что в этой связи могут сделать они? 

  • Говорить ребенку о своей любви к нему, проявлять ее.
  • Почаще обнимать. Объятия — это не только приятно, но и очень полезно. 
  • Быть последовательным. Пусть ваши требования соответствуют уровню развития ребенка и его возрасту.
  • Благодарить, поощрять, подбадривать, сочувствовать и хвалить — «Спасибо, что помог мне…», «Ты хорошо придумал…», «Это было трудно, но ты справился…».
  • Давать право на ошибку. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  • Щадить его чувство собственного достоинства. Не ругайте ребенка при других, не наказывайте, пусть у него будет возможность понять свой промах и исправить ситуацию, а его репутация в глазах окружающих при этом не пострадает.
Игры и самооценка 

Предложенные игры не только повышают самооценку играющих, но и сближают всех членов семьи, помогают научиться выражать свои чувства, уважительно относиться друг к другу, понимать свою ценность.

 «Что я умею делать хорошо?»

Играют все члены семьи. Каждый из участников по очереди называет то, что он умеет делать хорошо. При затруднении другие дополняют ответ участника.

Важно: игра дает возможность ребенку понять, что каждый член семьи (и он в том числе) может сделать для общего блага: чем помочь другим, к кому обратиться за помощью в случае затруднений, чем он ценен для окружающих.

«Я — король»

Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля. Он сидит на троне и дает указания, издает законы. Время царствования — 5-7 минут.

Важно: игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость, стать более уверенным, формулировать свою точку зрения, обозначать свои желания .

 «Я!»

Выбирается именинник (все по очереди должны побывать в этой роли). Именинник встает на стул. Все другие участники называют хорошие качества. Если именинник услышит качество, которое свойственно ему, он громко кричит: «Я!» Это качество записывается на листок бумаги. Когда все качества исчерпаны, участники хором повторяют все качества, которые свойственны имениннику.

Важно: в игре у участников появляется возможность составить представление о себе, положительный образ, который добавит уверенности.

 «Что мне нравится в тебе?»

Все участники встают в круг. Каждый из группы высказывается: «Мне нравится в тебе…» Можно играть в паре: участники по очереди говорят друг о друге.

Важно: игра позволяет увидеть себя глазами другого человека, узнать, какие положительные качества отмечают в тебе другие, стать более значимым в своих глазах.

Людмила КОЧУКОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Теги

воспитание
Больше публикаций