Школа.Москва
УЧИМСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!
Поиск
Лайфхаки от психолога. Что делать, если кажется, что ничего не запоминается?

Старшеклассники при подготовке к экзаменам должны обрабатывать огромный объем информации. Что делать, если важная информация проходит мимо, не запоминается? А можно ли улучшить механизм работы нашей памяти? Как это сделать, рассказали педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Анна Кочергина и Татьяна Новикова.

1

Поддерживайте интерес к предмету

Это мотивационный двигатель для всех видов деятельности человека, в том числе для функции памяти. Следует подключить фактор заинтересованности в процессе и результате. Например, если необходимо запомнить материал по географии, попробуйте мысленно попутешествовать, представить себя в разных местах нашей большой планеты.

2

Используйте нейроподсказки.

Это важные вспомогательные маячки для всех наших анализаторов. Для того чтобы лучше запоминать материал, определите и используйте потом то, на что лучше реагирует именно ваша память:

  • визуальные подсказки. Например, стикеры-напоминалки, которые помогут зрительно сохранить информацию о событиях или действиях. Также для тренировки эффективна зрительная концентрация на различных рисованных объектах (точки, крестики и др.).
  • слуховые подсказки. Такие сигналы подскажут мозгу информацию о времени или событии, если подобрать различные звуки для каждого из них, а потом при необходимости воспроизвести. Например, если вы хотите лучше запомнить напечатанный текст, то можно проговаривать его вслух.
  • движения-триггеры — это короткие моторные действия (например, щелчок пальцами), которые помогут активно включиться функции запоминания.

    К таким действиям можно отнести «зевоту» — движение, которое наполняет лицевые мышцы кислородом, расслабляет и сокращает их, повышает эффективность работы мозга.

3

Дышите правильно.

Дыхательная гимнастика позволит организму насытиться кислородом, успокоиться и настроиться на гармоничную слаженную работу правого (логического) и левого (образного) полушарий мозга.

Задержите дыхание, выдохните, сделайте вдох в два раза длиннее выдоха, потом сделайте выдох в два раза длиннее вдоха.

4

Стимулируйте работу обоих полушарий мозга.

  • Для снятия напряжения подойдет упражнение «Лимон». Сжимайте и разжимайте кулаки обеих рук, представляя в руках лимоны, из которых можно выдавить сок.
  • Для усиления концентрации можно использовать упражнение «Дом, ежик, замок». Соедините подушечки пальцев обеих рук, затем переплетите пальцы, а после согните пальцы двух рук, образуя «замок», при этом нужно следить за дыханием (должно быть ровным, спокойным).

Уделив совсем немного времени, используя и чередуя те рекомендации, на которые откликается ваш организм, можно улучшить функции памяти и помочь ей успешно справляться с экзаменационной нагрузкой. А выпускнику это позволит лучше запоминать большой объем информации, стать спокойнее и увереннее в своих силах.