17 августа 2022
Все о школеСтоит ли заставлять ребенка продолжать заниматься однажды выбранным делом или же предоставить ему свободу выбора? С этим вопросом родители подростков сталкиваются очень часто. Своим опытом поделился Александр Костин, генеральный директор ООО «Траектория таланта», заместитель председателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки города Москвы.
Изначально старший сын Петр пошел в обычную школу. Отличная база, заслуженный учитель России. К средней школе возник вопрос о профориентации. Долго думали, куда податься. Медицина? IT? Мы рассматривали различные варианты с сильными инженерными классами. Но, понятное дело, в хорошую школу еще надо поступить — например, по результатам межпредметной олимпиады. А значит, нужна подготовка. Вот тут-то и встал вопрос ребром.
В 13 лет у Петра была очень насыщенная жизнь: по восемь уроков в школе, английский три раза в неделю, дважды — китайский, да еще и спорт. Как в такое плотное расписание вместить подготовку к поступлению, было непонятно. Мы прикинули и пришли к такому выводу: пусть решает сам. Это будет только его выбор, а мы, если что, поможем с логистикой. И он действительно выбрал, а нас этот выбор приятно удивил. Петр решил не отказываться от английского, поскольку это международный язык общения, зато отказался от китайского, аргументируя это тем, что начальный уровень у него уже есть, а в дальнейшем занятия можно продолжить; он поставил на паузу серьезные занятия спортом, потому что уже является обладателем черного пояса по ушу. И сам выбрал профильные кружки по программированию и дополнительно математику. Мы дали ему возможность самому принять решение, возложили на него ответственность, и это сработало!
Младший сын Владимир с 5 лет профессионально занимался хоккеем. Но после травмы возникли сомнения в целесообразности продолжать эти занятия. Что делать? Мы снова включили опцию самостоятельного выбора. И ребенок, несмотря на юный возраст, сделал выбор в пользу здоровья. Он не ушел из спорта насовсем, просто теперь занимается фехтованием.
Важно, чтобы у детей было право выбора. Они должны знать: всегда есть варианты, и их никто не будет принуждать. Только в этом случае ребенок становится субъектом образования и начинает четко понимать, чего именно хочет от жизни. И в соответствии с этим сам выстраивает свой индивидуальный образовательный маршрут.
Теги
воспитание учеба19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики