Красивый почерк у ребенка: как могут помочь родители

15 ноября 2022

1-4 классы Все о школе

Красивый почерк у ребенка: как могут помочь родители

Фундамент, на котором строится красивое письмо, состоит из трех блоков: мотивационного, технического и процессуального. Рассказываем, как родители могут помочь ребенку научиться писать чисто и аккуратно.

Мотивируйте

Зачем нужна мотивация? Без желания достичь результата любое действие превращается в скучное и неинтересное занятие. Прежде чем начать обучаться письму, ребенок должен сам захотеть этого и понять, где ему пригодится данный навык. Как могут помочь родители? Обратите внимание на различные игры, квесты, задания, в которых можно составлять секретные записки, карты, расшифровывать таинственные письмена, шарады. Пишите друг другу насыщенные эмоциональным теплом короткие послания, составляйте списки поручений с обозначением награды за помощь.

Уделите внимание технической стороне

Техническая сторона навыка письма несколько сложнее. Что к ней относится?

  • Рабочее место. Письменный стол и стул должны соответствовать возрасту и физическим особенностям ребенка. Ему должно быть удобно и комфортно.
  • Правильная посадка. Ребенок должен сидеть прямо, с легким наклоном вперед. Следите за тем, чтобы он не заваливался вбок, искривляя позвоночник. Стопы стоят на полу, локти лежат на столе. Между краем стола и грудью должен помещаться детский кулачок.
  • Правильный подбор ручки. Это очень важный момент, ведь от того, насколько удобно ее держать, напрямую зависит почерк ребенка. Отдавайте предпочтение эргономичным, простым по дизайну письменным принадлежностям.
  • Правильный захват (или так называемый трехпальцевый) проверить легко: попросите ребенка поднять указательный палец, ручка при этом должна остаться на месте. Во время письма пальцы находятся примерно в двух сантиметрах от кончика ручки.
  • Следите за тем, чтобы пишущая рука не была излишне напряжена. Время от времени проводите гимнастику для пальчиков, снимайте усталость.
  • При письме следите за нажимом, он не должен быть слишком сильным, это может привести к спазму мелкой мускулатуры рук.
  • Положение тетради на столе. Тетрадь должна лежать слегка под наклоном. Спросите у ребенка, знает ли он, для чего в тетрадках нужны клеточки и линеечки? Если нет, объясните.
Предложите ребенку интересные задания

Теперь поговорим о процессуальном блоке. К нему относится сформированность познавательных процессов, обеспечивающих правильное развитие навыка письма.

Перечислим самые важные из них:

  • умение ориентироваться на листе бумаги;
  • умение видеть и анализировать расположение букв и знаков в пространстве;
  • умение удерживаться в рамках строки в тетради, видеть ее начало и окончание;
  • умение следовать заданной программе действий, поскольку любое письмо — это последовательное чередование элементов.

Но все не так сложно, как может показаться. Процессуальный блок успешно развивается при регулярном выполнении заданий, которые мы предлагаем ниже.

Графические диктанты. Вы задаете координаты, при правильном соединении которых получается рисунок.

Различные игры. Попросите ребенка показать, что находится справа в верхнем углу, или предложите нарисовать в левом нижнем углу маленький круг. Подойдут такие игры, как «Морской бой», а также составление и разгадывание детских кроссвордов.

Творческие задания с различными материалами. Рисуйте буквы крупой, выкладывайте их из бусин, лепите из пластилина, изготавливайте картины, посвященные одной букве.

Любой навык нуждается не только в формировании, но и в отработке, и письмо — не исключение. Регулярные упражнения, работа с прописями и тренажерами научат младших школьников писать легко, быстро и красиво. Также важно знать, что чтение и письмо никогда не рассматриваются раздельно, они всегда идут в паре, потому что их развитие сопряжено — совершенствуя одно, улучшаем другое. А еще есть принцип: «написал — значит запомнил», и этот принцип, как правило, работает всегда. При этом нам, взрослым, не следует форсировать события, а нужно дать ребенку время на освоение письма — нового и весьма сложного навыка.

Екатерина Дымова, педагог-логопед, эксперт Городского психолого-педагогического центра города Москвы
Марина Константинова, педагог-психолог, эксперт Городского психолого-педагогического центра города Москвы

Теги

воспитание
Больше публикаций