14 декабря 2022
5-9 классы Все о школеНаказывать или нет — одна из самых жарких тем для споров и дискуссий. Наказание — это действия родителей, совершаемые после нежелательного поведения ребенка, один из неотъемлемых процессов воспитания. Но как наказывать правильно?
Родитель — тот человек, который создает условия для развития, знакомит с миром, с его правилами, адаптирует ребенка в социуме. Именно в семье он учится придерживаться правил поведения. Наказание не должно быть способом заставить ребенка что-то сделать, что хочется родителю, не должно быть формой выражения злости, бессилия и недовольства. Это процесс, позволяющий почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и развить самодисциплину.
Как же это делать правильно?
Наказание — следствие нарушения правил, о которых ребенок был хорошо осведомлен заранее. Важно, чтобы ребенок понимал связь между этими фактами. Прежде чем наказывать, предупредите его о том, какое наказание последует за те или иные проступки. Убедитесь, что ребенок знает правила, которые вы хотите, чтобы он не нарушал.
Прежде чем наказывать, возьмите паузу и успокойтесь. В противном случае возможно применение неэффективных мер. Устанавливая наказание, родители должны быть уверены в адекватности собственного решения. Исключите припоминание прежних проступков: разговор может касаться только того, за что ребенка наказывают на данный момент. Не стоит вспоминать все, что в течение целого дня или нескольких дней до этого он сделал.
Родителям важно помнить, что для своих детей они самый яркий пример для подражания. Недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему ребенку, позволяют это себе. Наказание должно следовать за одни и те же поступки всегда, а не время от времени, и не зависеть от эмоционального настроя родителей.
Одно из важнейших правил наказания — ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, а он, хоть и наказан, по-прежнему любим. Поговорите с ребенком, если он хочет обсудить ситуацию, потому что игнорирование невыносимо для него, оно воспринимается как угроза жизни. Даже наказывая, относитесь к нему с уважением. Говорите только о поведении или о поступке, но не о личных качествах ребенка.
Наказывайте ребенка наедине, это должно касаться только вас двоих, прилюдное наказание отрицательно сказывается на самооценке ребенка и вызывает сильное чувство стыда.
Придумайте свой тайный обряд примирения, действия или слова, которые будут означать окончание наказания. Навык примирения после разногласий ребенок сможет использовать и во взаимодействии с другими: сначала в детском коллективе, а затем и со взрослыми.
Наталья Мельниковская, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики