16 февраля 2023
10-11 классы Все о школе
«Я-сообщения» как метод эффективного общения с подростками
Каждому заинтересованному родителю важно построить доверительные отношения со своим ребенком, но еще важнее сохранить их. Возможно ли это? Да, возможно, хотя и непросто. Один из наиболее успешных приемов общения в разных жизненных ситуациях – метод «Я-сообщений».
Что это такое?
- «Я-сообщение» – это прием, с помощью которого человек говорит о своих чувствах и переживаниях, не переходя на личности и не оценивая поведение.
- «Я-сообщения» всегда включает в себя личные местоимения: «я», «мне», «меня». «Мне интересно твое мнение», «Я люблю с тобой разговаривать», «Я рад тебя видеть».
- «Я-сообщение» предполагает разговор на равных, без ноток снисходительности и высокомерия.
- «Я-сообщение», адресованное ребенку, — это ваше послание для установления позитивного эмоционального контакта.
- «Я-сообщение» — это словесная передача ребенку ответственности за свои действия и предоставление возможности самому решать, как поступить, исходя из полученной информации.
- «Я-сообщения» имеют различную окрашенность. Это не только неудовольствие, но и положительные эмоции.
Есть простая формула «Я-сообщения»: описание ситуации + Я-чувство + пожелание
- «Когда я вижу, что…» + «Я чувствую…» + «Мне бы хотелось…»
- «Когда это происходит…» + «Я огорчаюсь…» + «Возможно, тебе стоит…»
- «Когда я понимаю, что…» + «Я не знаю, как реагировать…» + «В следующий раз постарайся сделать так…»
Как общаться с подростком с помощью «Я-сообщений»?
Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации, для них главное – найти понимание. Покажите подростку свое уважение и принятие через интерес. Для начала выслушайте все, что он вам рассказывает, задавая уточняющие вопросы. Необходимо с особенным вниманием относиться к словам и оценкам, которые постоянно высказываются в общении с детьми. Начинайте предложение с «Я – сообщения» — это поможет вам начать разговор не с обвинений, а выражения собственного отношения к случившейся ситуации.
Постарайтесь обходиться без «Ты-сообщений». Когда родитель постоянно использует их в диалоге, ребенок-подросток воспринимает это как давление, а приказной тон родителя вызывает протест и желание поступить с точностью до наоборот. Если сократить употребление местоимения «ты», то можно избежать значительного количества выражений, которые ребенок обычно воспринимает как обвинение, угрозу или навешивание ярлыков и в результате замыкается в себе.
Давайте потренируемся
- «Ты никогда меня не слушаешь!» — «Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю».
- «Вечно ты дерзишь!» — «Когда со мной некорректно разговаривают, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимым».
- «Ты всегда ужасно себя ведешь!» — «Меня обижает такое поведение. Я знаю, ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
- «Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?» — «Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его мне. Возможно, если внимательно послушать меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов».
- «Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!» — «Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Возможно, я хочу с этим журналом поработать в ближайшее время. Я совсем не против, чтобы ты его брал, но предварительно предупреди меня, пожалуйста».
Научите и своего ребенка этому несложному приему. И тогда ваша коммуникация выйдет на новый уровень.
Ольга Калинова и Ольга Манукян, специалисты Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание