8 ноября 2022
1-4 классы Все о школеВ течение жизни любой человек, тем более подрастающий, сталкивается со множеством ситуаций, когда он подвергается оценке окружающих. И далеко не всегда такая оценка отражает реальность. Спокойно воспринимать оценивающие высказывания других людей и в целом владеть своими эмоциями могут помочь навыки ассертивного поведения. Рассказываем, что это такое.
Ассертивность — это целый комплекс «мягких навыков», которые очень помогают в жизни. Сюда относятся умение озвучивать свои потребности и желания без агрессии и неуважения к другим; способность чувствовать себя уверенно вне зависимости от мнения окружающих и при этом быть в гармонии с ними; способность избегать принятия решений под влиянием эмоций. Если ребенок в общении со сверстниками и взрослыми поступает ассертивно, он совершенно точно сможет извлечь из любого критического высказывания в свой адрес полезное зерно, и это никак его не заденет.
Мы не рождаемся с навыками ассертивности, но их можно развить.
Научите ребенка внимательно слушать. Детей часто захлестывают эмоции, им бывает сложно вести диалог и выслушивать чью-то точку зрения, особенно если они с ней не согласны. И все же нужно донести до него важность уважительного отношения к мнению собеседника, а если ему все же очень не терпится кого-то перебить, то это нужно делать вежливо, не обижая говорящего.
Научите ребенка вести диалог. Прямота, честность и открытость весьма ценны в общении, но говорить в лицо однокласснику нелицеприятные вещи — не самая верная тактика, к тому же «суровая правда» может быть крайне субъективна и спровоцирована личной обидой. Даже если ссора все-таки произошла, когда страсти немного улягутся, взрослым хорошо бы провести «работу над ошибками». Разберите ситуацию, найдите в сценарии ссоры точку детонации, тот момент, после которого все пошло кувырком и привело ко взаимным оскорблениям, крикам и, чего доброго, к драке. Объясните ребенку, что ценность диалога — в его конструктивности, а конструктивность невозможна, когда люди слышат оскорбления в адрес друг друга.
Научите ребенка уважать свои границы. Этот пункт очень тесно связан с чувством собственного достоинства. Детям бывает сложно сказать «нет», если к ним обращается тот, с кем они очень хотели бы дружить, кого они считают значимым — даже если этот «кто-то» продавливает их личные границы и заставляет поступать в ущерб себе, своим планам и принципам. Отследить это бывает непросто, но если в отношениях есть доверие, то подобные эпизоды обязательно всплывут в общении. И тут нужно объяснить ребенку очень тонкий момент: лесть и угодничество никогда не вызовут уважения в глазах тех, кому он так хотел бы понравиться. И наоборот — вежливое, но аргументированное и твердое «нет» заставит считаться с его точкой зрения и, соответственно, уважать.
Научите ребенка достигать компромиссов. Даже взрослым иногда очень хочется получить все и сразу — что уж тут говорить о детях! Но это, конечно же, утопия. Ни о каком конструктивном, уважительном и доверительном общении речи и быть не может, если кто-то из участников коммуникации получает больше условных выгод, пренебрегая интересами других. Речь может идти о самых простых ситуациях: какую игру выбрать, на какой фильм пойти, за кого болеть на школьных соревнованиях. В общении ценится именно тот, кто ищет общую выгоду, умеет договариваться и находить компромиссы. С такими людьми чаще контактируют, к их мнению прислушиваются, с ними поддерживают общение.
Научите ребенка принимать ответственность. Умение нести ответственность за свой выбор и за свои поступки — очень важный этап взросления. Но при этом нужно помнить, что ребенок должен оценивать только собственное поведение и отвечать только за собственные слова и поступки. Как и любой другой человек, он имеет право на ошибку, и в этом случае показателем ассертивности будет его готовность такую ошибку спокойно признать, не казня себя при этом и не застревая в неприятной ситуации.
Ольга Манукян, специалист Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики