Что делать, если ребенок затрудняется читать

17 января 2023

1-4 классы Все о школе Скоро в школу

Что делать, если ребенок затрудняется читать

Предрасположенность к дислексии определяется уже в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика крайне важна, уверены эксперты. Если заниматься профилактикой, то возможно избежать трудностей в обучении или существенно смягчить их.

Что такое дислексия

Дислексия — специфические трудности в обучении, которые никак не связаны со снижением интеллекта, слуха и зрения. Это особенности психологического развития. Дислексия вызвана не ленью или отсутствием мотивации, а индивидуальными нейробиологическими особенностями. Следствием этого становятся ошибки на письме, а в чтении — угадывание букв и медленный темп воспроизведения. Также в основе этого явления могут лежать и различные трудности в обработке речевой или зрительной, зрительно-пространственной информации. При этом без создания специальных условий обучения и без применения особых методик дети не могут овладевать чтением и письмом так же успешно, как их сверстники.

Как определить, есть ли у ребенка дислексия

Основными признаками дислексии является нарушение технической и смысловой сторон чтения. Если школьник читает крайне медленно, допускает много ошибок, угадывает, теряет строку или не может пересказать прочитанное, это может быть симптомами дислексии. Необходимо обращение за диагностикой к специалистам — логопеду и психологу. Однако такие симптомы можно заметить еще в дошкольном возрасте. Вот те признаки, которые могут указывать на незрелость психофизиологической базы письма и чтения. Их легко заметить в быту:

  • речь ребенка развивается медленнее, чем у сверстников;
  • он плохо различает и воспроизводит похожие звуки;
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход — выход»);
  • у него имеются проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • ребенку сложно держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он затрудняется правильно повторить серии отстукиваний или хлопков с длинными и короткими интервалами;
  • игнорирует стоящие слева знаки, буквы и даже страницы;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • ребенок отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «справа — слева»;
  • плохо запоминает стихотворения;
  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно соблюдать инструкции и следовать правилам;
  • ребенок постоянно теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.
Как помочь ребенку с дислексией

Конечно же, правильнее всего — обратиться к эксперту и начать корректировать программу обучения. Логопед — это основной специалист, работающий с детьми с нарушениями чтения и письма. Кстати, родителям не следует торопиться учить читать своих чад в раннем возрасте, особенно если дети испытывают трудности и не проявляют к чтению интереса сами. Лучше проконсультироваться с логопедом, который определит готовность дошкольника к освоению чтения.

Если же нарушения есть у школьника, то необходимо привлечь к коррекции не только логопеда, но и педагога. В начальных классах учеба для детей в новинку, им все интересно. Но если первоклассники отказываются ходить на занятия и выполняют домашнюю работу без удовольствия, скорее всего, они сталкиваются со сложностями, им тяжело психологически. Задача учителя — поддержать и помочь, чтобы трудности с чтением и письмом не стали непреодолимой преградой на пути к успеху.

Помощь может оказать и детский психолог. Если двух-трех занятий в неделю недостаточно или требуется длительная помощь на всей ступени обучения, родителям порекомендуют обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения комиссии школа получит рекомендации по адаптации программы обучения. И тогда ребенку предоставят не только больший объем помощи, но и особые условия оценивания.

Родителям московских школьников можно и нужно обращаться за помощью в Городской психолого-педагогический центр, который проводит консультации с родителями и занятия с детьми. Чем раньше выявятся особые образовательные особенности и потребности ребенка, чем раньше начнутся занятия с логопедом и психологом, тем легче пойдет обучение и меньше трудностей, в том числе психологических, возникнет у школьника.

Ольга Величенкова, логопед, доцент Московского городского педагогического университета

Полную версию статьи читайте здесь.

Теги

образование первоклассники
Больше публикаций