17 января 2023
1-4 классы Все о школе Скоро в школуПредрасположенность к дислексии определяется уже в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика крайне важна, уверены эксперты. Если заниматься профилактикой, то возможно избежать трудностей в обучении или существенно смягчить их.
Дислексия — специфические трудности в обучении, которые никак не связаны со снижением интеллекта, слуха и зрения. Это особенности психологического развития. Дислексия вызвана не ленью или отсутствием мотивации, а индивидуальными нейробиологическими особенностями. Следствием этого становятся ошибки на письме, а в чтении — угадывание букв и медленный темп воспроизведения. Также в основе этого явления могут лежать и различные трудности в обработке речевой или зрительной, зрительно-пространственной информации. При этом без создания специальных условий обучения и без применения особых методик дети не могут овладевать чтением и письмом так же успешно, как их сверстники.
Основными признаками дислексии является нарушение технической и смысловой сторон чтения. Если школьник читает крайне медленно, допускает много ошибок, угадывает, теряет строку или не может пересказать прочитанное, это может быть симптомами дислексии. Необходимо обращение за диагностикой к специалистам — логопеду и психологу. Однако такие симптомы можно заметить еще в дошкольном возрасте. Вот те признаки, которые могут указывать на незрелость психофизиологической базы письма и чтения. Их легко заметить в быту:
Конечно же, правильнее всего — обратиться к эксперту и начать корректировать программу обучения. Логопед — это основной специалист, работающий с детьми с нарушениями чтения и письма. Кстати, родителям не следует торопиться учить читать своих чад в раннем возрасте, особенно если дети испытывают трудности и не проявляют к чтению интереса сами. Лучше проконсультироваться с логопедом, который определит готовность дошкольника к освоению чтения.
Если же нарушения есть у школьника, то необходимо привлечь к коррекции не только логопеда, но и педагога. В начальных классах учеба для детей в новинку, им все интересно. Но если первоклассники отказываются ходить на занятия и выполняют домашнюю работу без удовольствия, скорее всего, они сталкиваются со сложностями, им тяжело психологически. Задача учителя — поддержать и помочь, чтобы трудности с чтением и письмом не стали непреодолимой преградой на пути к успеху.
Помощь может оказать и детский психолог. Если двух-трех занятий в неделю недостаточно или требуется длительная помощь на всей ступени обучения, родителям порекомендуют обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения комиссии школа получит рекомендации по адаптации программы обучения. И тогда ребенку предоставят не только больший объем помощи, но и особые условия оценивания.
Родителям московских школьников можно и нужно обращаться за помощью в Городской психолого-педагогический центр, который проводит консультации с родителями и занятия с детьми. Чем раньше выявятся особые образовательные особенности и потребности ребенка, чем раньше начнутся занятия с логопедом и психологом, тем легче пойдет обучение и меньше трудностей, в том числе психологических, возникнет у школьника.
Ольга Величенкова, логопед, доцент Московского городского педагогического университета
Полную версию статьи читайте здесь.
Теги
образование первоклассники19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики