30 августа 2022
1-4 классы 10-11 классы 5-9 классы Все о школе
Для поколения сегодняшних школьников вопрос финансовой грамотности — важный вопрос. Современные дети с раннего возраста самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями, получают наличные средства и планируют расходы — все это требует специфических знаний. А ведь есть еще и те, кто уже со школьной скамьи имеют собственный заработок — дети открывают стартапы, получают доходы наравне со взрослыми. Поэтому их нужно учить тому, как правильно распоряжаться финансами.
Того, кто имеет достаточный для разумных решений по финансам и инвестициям уровень знаний. Финансово грамотный человек может управлять денежными средствами, вести учет доходов и расходов, планировать личный бюджет, осуществлять платежи, формировать сбережения. Он всегда имеет «подушку безопасности» и знает, как защитить свои права как потребителя. Другими словами, финансово грамотный человек — это тот, у кого расходы никогда не превышают доходы, а часть свободных денег направляется на инвестиции для формирования так называемого пассивного дохода.
Финансовая грамотность — важная составляющая часть курса обществознания. Уже с 7 класса дети знакомятся с основами экономики, с историей и функциями денег, учатся составлять свой личный и семейный бюджет. В старших классах добавляются вопросы о финансах и бюджетах в предпринимательской деятельности, о создании собственного бизнеса. Эти вопросы можно интегрировать со многими школьными предметами. Например, на уроках математики использовать математические методы для оценки выгоды от принимаемого финансового решения при получении кредитов и займов, инвестирования денег в различные проекты. На информатике и ОБЖ — учиться противостоять угрозам со стороны мошенников и манипуляторов, в том числе в интернете. На уроках истории — знакомиться с динамическим характером финансовой сферы, с конкретными историческими примерами.
Школа школой, но и родители могут сделать очень многое. Вот о чем можно поговорить дома с детьми:
Основы финансовой грамотности закладываются, когда родители начинают давать ребенку поручения — например, купить что-то из продуктов. Приучите его считать сдачу. Ребенок использует только наличные или у него уже есть карта? Он знает, откуда берутся деньги на карте «Москвенок», которой он пользуется? Как и кем пополняется лицевой счет этой карты? Очень хорошая стартовая точка, когда можно начинать разговоры о финансах, — появление у ребенка карманных денег. Их сумма, период использования этой суммы, ее пополнение — непростой процесс договоренностей, базирующийся на доверии к ребенку и признании его права на финансовую ошибку. Родитель должен объяснить, как разумно распоряжаться деньгами, почему следует избегать импульсивных покупок, как выстраивать приоритеты. И — обязательно — как ограничивать себя в тратах.
Марина Моисеева, независимый консультант в сфере образования
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики