Что дети должны знать о финансовой грамотности

30 августа 2022

1-4 классы 10-11 классы 5-9 классы Все о школе

Что дети должны знать о финансовой грамотности

 

Для поколения сегодняшних школьников вопрос финансовой грамотности — важный вопрос. Современные дети с раннего возраста самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями, получают наличные средства и планируют расходы — все это требует специфических знаний. А ведь есть еще и те, кто уже со школьной скамьи имеют собственный заработок — дети открывают стартапы, получают доходы наравне со взрослыми. Поэтому их нужно учить тому, как правильно распоряжаться финансами.

Кого можно назвать финансово грамотным?

Того, кто имеет достаточный для разумных решений по финансам и инвестициям уровень знаний. Финансово грамотный человек может управлять денежными средствами, вести учет доходов и расходов, планировать личный бюджет, осуществлять платежи, формировать сбережения. Он всегда имеет «подушку безопасности» и знает, как защитить свои права как потребителя. Другими словами, финансово грамотный человек — это тот, у кого расходы никогда не превышают доходы, а часть свободных денег направляется на инвестиции для формирования так называемого пассивного дохода.

Финансовая грамотность в школе

Финансовая грамотность — важная составляющая часть курса обществознания. Уже с 7 класса дети знакомятся с основами экономики, с историей и функциями денег, учатся составлять свой личный и семейный бюджет. В старших классах добавляются вопросы о финансах и бюджетах в предпринимательской деятельности, о создании собственного бизнеса. Эти вопросы можно интегрировать со многими школьными предметами. Например, на уроках математики использовать математические методы для оценки выгоды от принимаемого финансового решения при получении кредитов и займов, инвестирования денег в различные проекты. На информатике и ОБЖ — учиться противостоять угрозам со стороны мошенников и манипуляторов, в том числе в интернете. На уроках истории — знакомиться с динамическим характером финансовой сферы, с конкретными историческими примерами.

О чем говорить дома с детьми?

Школа школой, но и родители могут сделать очень многое. Вот о чем можно поговорить дома с детьми:

  • какие бывают деньги;
  • что такое банковские карты и когда ими стали пользоваться, почему это удобно;
  • из чего складывается семейный бюджет на неделю, месяц, год;
  • как в семье отслеживаются траты, корректируются расходы, учитываются потребности;
  • какие коммунальные услуги оплачиваются, из чего складывается эта статья расходов;
  • что такое «подушка безопасности», есть ли она у вашей семьи;
  • как и в каких ситуациях вы берете кредит;
  • что такое пенсия и социальные выплаты.
Когда начинать говорить о деньгах?

Основы финансовой грамотности закладываются, когда родители начинают давать ребенку поручения — например, купить что-то из продуктов. Приучите его считать сдачу. Ребенок использует только наличные или у него уже есть карта? Он знает, откуда берутся деньги на карте «Москвенок», которой он пользуется? Как и кем пополняется лицевой счет этой карты? Очень хорошая стартовая точка, когда можно начинать разговоры о финансах, — появление у ребенка карманных денег. Их сумма, период использования этой суммы, ее пополнение — непростой процесс договоренностей, базирующийся на доверии к ребенку и признании его права на финансовую ошибку. Родитель должен объяснить, как разумно распоряжаться деньгами, почему следует избегать импульсивных покупок, как выстраивать приоритеты. И — обязательно — как ограничивать себя в тратах.

Марина Моисеева, независимый консультант в сфере образования

Теги

воспитание
Больше публикаций