«Дай списать!»: почему дети списывают и что с этим делать

7 декабря 2022

5-9 классы Все о школе

«Дай списать!»: почему дети списывают и что с этим делать

Не секрет, что в школьной жизни ребенка встречаются трудности, вызывающие тревогу, страх и неуверенность в собственных силах. Фраза «Дай списать!» звучит практически в каждом классе. Почему списывание не искореняется, хотя каждый ребенок знает, что эта ситуация нарушает правила?

Рациональное зерно

Логика этого явления не так уж порочна, если рассматривать ее с точки зрения житейской мудрости. Чтобы чему-либо научиться, нужно сначала многое сделать по образцу, по подобию. Потом наступает понимание, что определенная деятельность уже освоена, и тогда появляется самостоятельность и желание познавать и учиться новому. Школьное обучение во многом строится по тому же принципу. Сначала образец, затем повторение изученного, закрепление полученных знаний, умений, и как результат — контроль знаний.

Если учитель жалуется, что ваш ребенок списывает в классе, предложите ему использовать этот способ дома во время подготовки к уроку. Например, достаточно несколько раз переписать из учебника правило по математике, даты по истории или формулу по физике, чтоб информация запомнилась лучше. И тогда списывать на уроке уже не придется.

Оценка — не характеристика личности

Одной из причин списывания является оценивание школьной успешности как характеристики собственного «Я» («хороший-плохой»). Как правило, психологический дискомфорт возникает у тех детей, которые нацелены на положительную отметку, боятся ошибиться и показаться неуспешными. Процесс усвоения и закрепления учебного материала у них не вызывает затруднений, а вот контроль знаний очень тревожит. Шпаргалки и списывание для них — это своего рода прием самоуспокоения.

В этой ситуации необходимо помочь ребенку понять, что отметка — это не оценивание его как личности в системе координат «плохой — хороший», а всего лишь результат, выявляющий какие-либо пробелы в знаниях. Поддержка со стороны родителей, помощь психолога позволит ребенку научиться справляться с психологическим страхом, придаст уверенности в своих силах.

Индивидуальные особенности

Еще одна из причин списывания — трудности восприятия учебного материала на этапе изучения «образца». Они могут возникать у часто болеющих детей или у ребят, которые не выдерживают школьной нагрузки из-за особенностей развития нервной системы. Завышенные требования со стороны взрослых не помогают, а наоборот, снижают возможность успешно учиться, вводят детей в состояние хронического стресса.

В этой ситуации необходимы индивидуальный подход в организации учебной деятельности, сбалансированность нагрузок. Родителям лучше действовать сообща с педагогами — они помогут советами по организации выполнения домашних заданий. А мамы и папы, в свою очередь, должны обеспечить ослабленному ребенку режим дня, правильное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание. Все это вместе повысит жизненный тонус и укрепит иммунитет школьника, разовьет выносливость к нагрузкам и стрессоустойчивость.

Ситуация успешности

Следующая причина — систематический отказ ребенка учить правила, выполнять домашние задания, заниматься самоподготовкой. Часто у детей данной группы наблюдается низкий уровень учебной мотивации, который может быть связан с социальной дезадаптацией ребенка или недостаточно развитой волевой сферой. Пожалуй, это одна из наиболее часто встречающихся проблем. Привычка пользоваться «чужим умом» приводит к тому, что неусвоенный материал копится и множится. К сожалению, ребенку, находящемуся в данной ситуации, через некоторое время становится невозможно учиться самостоятельно. Запреты на использование гаджетов, шпаргалок и тетрадей одноклассников неэффективны.

Родителям надо объединить усилия с учителями и психологами в помощь такому ребенку. В первую очередь, необходимо развивать учебную мотивацию, формировать положительное отношение к обучению. При этом, важно помогать ребенку регулировать свои действия и поступки, чтобы развивались самоконтроль и самостоятельность. Первым шагом на пути к повышению учебной мотивации является необходимость активации у ребенка внутреннего ресурса, который даст ребенку стимул «Успех зависит от меня». Нужно хвалить за проделанную работу, вселять уверенность в своих силах, программировать на успех, объяснять, что успешное выполнение задания — это результат его усилий.

Осознанность — ключ к победе

Предложенные выше меры позволяют гармонизировать состояние ребенка в ситуации обучения. Но это еще не означает, что после выполненных рекомендаций ребенок сразу же откажется от привычки списывать. Изменить свое отношение к списыванию — вот основа победы над списыванием. Очень важно обсуждать с ребенком нравственную сторону этого процесса. Списывание — это, по сути, акт интеллектуального воровства. Даже если тебе разрешили списать — это признание твоей неспособности преодолевать трудности. В данной ситуации чувство внутренней неудовлетворенности, возникающее даже после положительной оценки, вызывает беспокойство и усиливает неуверенность в себе, своих силах. Полученная оценка по итогам списывания незаслуженная, ненастоящая и не является победой. Она не может рассматриваться, как награда, а лишь как признание своей слабости.

Важно донести до сознания школьника — ценно то, что добывается им самим. Каждое, пусть даже маленькое, достижение позволяет расти и двигаться вперед, вселяет уверенность в себе. Воспитание в ребенке трудолюбия, упорства в преодолении трудностей и достижении цели — все это ведет к развитию гармоничной и сильной личности.

Наталья Шмелева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

Мария Воробьева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

Ольга Петрова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

Теги

воспитание учеба
Больше публикаций