Домашний питомец: за и против

30 августа 2022

1-4 классы 10-11 классы 5-9 классы Все о школе

Домашний питомец: за и против

Каждый родитель рано или поздно слышит слезную просьбу завести щенка или котенка. Но мало кто из них бросается со всех ног исполнять эту просьбу, потому что папы и мамы отлично понимают: большая часть забот ляжет на их плечи. Впрочем, есть и другая категория родителей — они убеждены, что дети должны учиться ответственности и уметь заботиться о живом существе. Так заводить питомца или не заводить? Попробуем разобраться.

Аргументы за
  • Маленькие дети только учатся проявлять свои чувства. Животные не понимают смысла речи человека, они откликаются исключительно на тон и интонацию произнесенных слов. Если к животному обратиться грубо, оно вряд ли пойдет на контакт. Малыши, которые растут рядом с питомцами, учатся показывать свою любовь, передавать эмоции, доставлять радость другому существу. Они лучше развиваются, больше улыбаются, чаще пребывают в хорошем настроении.
  • Домашние питомцы благоприятно воздействуют на интеллектуальное развитие. Они представляют собой живой источник начальных сведений об окружающем мире. Малыш наблюдает за своим любимцем, стремится узнать названия других зверей и птиц, подмечает сходства и различия, повадки.
  • Животные содействуют развитию сенсорных способностей. Разве может сравниться обучающая игрушка, пусть даже самая современная, со щенком или котенком? Конечно, нет. Малыш задействует все свои органы чувств, изучая живой объект. А самое главное, учится с ним взаимодействовать бережно, проявляя эмпатию.
  • Активно развивается логическое мышление. Наблюдая за животными, дети учатся видеть и устанавливать взаимозависимости и взаимосвязи: попугай стучит клювом по своей кормушке — хочет зернышек; щенок высоко подпрыгивает и виляет хвостом — хочет поиграть; котенок затаился — может, он охотится?
  • Наличие животных в семье значительно расширяет возможность общения. Домашний любимец зачастую становится участником игр и общих активностей. Дети контактируют с ними, как со своими сверстниками: разговаривают, поверяют свои тайны, даже иногда обижаются на них.
  • Во время прогулки с собакой ребенок постоянно двигается, развивает координацию, больше находится на свежем воздухе.
  • Необходимость постоянно заботиться о своем питомце положительно влияет на режим дня. Помимо ежедневных домашних обязанностей ребенку нужно находить время для кормления, прогулок, для ухода за животным. Это поможет грамотно распределить ресурсы, научит ответственности.
Аргументы против
  • Большая опасность — аллергия. Ее могут вызывать не только животные, но и корма для животных. Если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
  • Инфекции, передающиеся животными. Если соблюдать элементарные правила гигиены, систематически посещать ветеринара, проводить своевременную вакцинацию, профилактику гельминтоза, подобных проблем можно избежать. И все же риск, пусть и незначительный, есть, особенно если брать животное с улицы.
  • Грязь. Да, с появлением животного убирать дом придется больше и чаще. Шерсть, пух, грязные лапы, неприятный запах — без этого никак.
  • Животные очень сильно уступают людям в плане продолжительности жизни, и с этим, к большому сожалению, ничего нельзя поделать. Ребенку предстоит пережить эту потерю, что может стать причиной депрессии.

Если родители все же готовы доверить своему ребенку уход за живым существом, они должны исходить из его возрастных особенностей — психологических и физиологических.

  • В возрасте 3-4 лет человек активно осваивает среду своего обитания. В этот период малыш может только помогать взрослым ухаживать за некрупным домашним животным. Можно приобрести хомячка, попугая, морскую свинку, рыбок.
  • В 5-6 лет ребенок может самостоятельно поить питомца, насыпать корм. Детям постарше можно купить кролика, котенка.
  • В 7-9 лет ребенку при разумном родительском контроле можно почти полностью доверить заботу о своем подопечном. Он может его выгуливать, кормить, поить, убирать за ним. Возможно завести небольшую собаку.
  • С 14-15 лет ребенок вполне способен стать хозяином животного и нести всю полноту ответственности за него.

Решение о том, заводить домашнего питомца или нет, каждый принимает сам. И оно будет верным, если исходить из простой истины — мы навсегда в ответе за тех, кого приручили.

Лисицына Людмила, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

Теги

воспитание
Больше публикаций