2 марта 2023
10-11 классы Все о школеСитуации, когда родители недовольны окружением ребенка, случаются часто. Исключительно из благих намерений мамы и папы пытаются оградить чадо от общения с друзьями, которые, по их мнению, плохо на него влияют. Но порой это лишь осложняет отношения, и ребенок отдаляется. Как быть?
Если вы родитель подростка, то наверняка знаете, что мнение сверстников для него зачастую важнее, чем позиция взрослых. Ваши слова он часто воспринимает в штыки, а на все просьбы с завидным постоянством отвечает коротко: «Нет». С ним все в порядке, просто он переживает возрастной кризис как неотъемлемый этап развития. Общение с подростком будет более конструктивным, если учитывать особенности возраста. Резкая критика в адрес его друзей, негативные высказывания в повышенном тоне, прямой запрет на общение могут привести к противоположному результату — есть вероятность, что ребенок станет скрытным, начнет лгать. Поэтому взрослым лучше действовать более деликатно и мудро.
Вы искренне переживаете за своего ребенка, эмоции зашкаливают. В таком состоянии трудно быть объективным и принимать оптимальные решения. Для начала найдите информацию о компании ребенка, по возможности, из достоверных источников. Соберите факты, подтверждающие или опровергающие ваши догадки и подозрения. Разберитесь в собственных чувствах и мыслях и ответьте себе на вопрос — действительно ли дети в компании совершают плохие поступки? Или в вашем отношении к друзьям ребенка есть доля предвзятости из-за их другого социального статуса, внешнего вида? Если ваш сын или дочь умеют находить общий язык с разными людьми, то это говорит об их развитых коммуникативных навыках. Возможно, вы просто остро переживает момент сепарации, то есть отделения ребенка от родителей. Но это необходимый этап развития человека для того, чтобы стать самостоятельной личностью.
Если у вас есть неопровержимые доказательства того, что ребята из компании ведут асоциальный образ жизни, инициируйте открытый разговор с ребенком — но не с позиции критики и запретов, а с позиции фактов и аргументов. Объясняйте, что именно вы считаете неприемлемым в поведении и поступках друзей. Обсудите с ребенком возможные последствия общения с такой компанией.
Речь идет о личностных качествах, которые помогают человеку оптимально и конструктивно действовать в различных жизненных ситуациях. Гибких навыков много. В их числе способность разбираться в людях, предотвращать манипуляции, уметь говорить «нет».
Постарайтесь понять, какие потребности реализует ребенок, общаясь с плохой компанией: потребность в общении, признании, уважении, безопасности? Подумайте, что могло бы стать социально приемлемой альтернативой для реализации этих потребностей с учетом интересов и способностей ребенка? Возможно, ему понравилось бы заниматься в детской IT-академии, студии современного танца, футбольном клубе. Предлагайте ребенку разные варианты времяпровождения, которые помогут ему самовыразиться.
Активно интересуйтесь жизнью своего ребенка, молодежными трендами чтобы у вас всегда были темы для разговоров, поощряйте его успехи и достижения. Искренняя похвала помогает повысить самооценку подростка и привить ему чувство самоуважения. Человек, который уважительно относится к себе, как правило, не позволяет другим относится к себе иначе.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а факты негативного влияния компании на вашего ребенка очевидны, воспользуйтесь городскими ресурсами психологической помощи. Вы можете обратиться к школьному психологу или записаться на консультацию в Городской психолого-педагогический центр Москвы. А получить психологическую поддержку от специалиста Центра можно и по телефону 8-800-250-11-91.
Марина Архипова, психолог Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики