«Главное в воспитании — делать все сообща»

16 сентября 2022

Все о школе

«Главное в воспитании — делать все сообща»

Мама двоих сыновей, писательница Ольга Ефимова-Соколова делится своей историей воспитания и сотворчества с детьми.

Собственный пример

Когда дети появляются в осознанном возрасте, а бабушек поблизости нет, приходится все делать самой. Зная, что дети — большие «повторюшки», я надеялась, что старший сын полюбит чтение, как мы с мужем. Но до 9 лет сын предпочитал, чтобы ему читали вслух, и только после знакомства в школе с приключениями Алисы Селезневой стал читать сам. Я считаю, что у детей должно быть определенное время отхода ко сну. Во все дни, кроме пятницы и субботы, мои сыновья ложатся спать в 21:00. До этого есть определенные ритуалы: кефир или вода и вечернее чтение.

Совместное творчество

В Москве столько всевозможных кружков и секций, куда хочется записать ребенка как можно раньше! Почти в четыре года я повела своего сына на капоэйру. Ехать надо было далеко. Идти к метро под мокрым снегом сынишка отказывался, капризничал и пытался сесть в лужу. Тогда-то я и придумала сказочного зверька Квакахряма, который умеет летать и плюется чернилами в капризничающих детей. Сын сразу перестал плохо себя вести и всю дорогу увлеченно расспрашивал, как выглядит Квакахрям, где живет и какие у него чернила. Так ежевечернее чтение перед сном заменилось сочинением все новых и новых приключений Квакахряма. Когда родился второй сын, он тоже подключился к творческому процессу.

Иногда сыновья помогают придумывать истории. Например, главу «Квакахрям и инопланетяне» придумал старший сын. Когда надо было срочно дописывать вторую книгу «Приключения Квакахряма», мы почти каждый вечер проводили мозговой штурм. Ложились втроем на кровать, выключали свет и обсуждали: куда пойдет Квакахрям, кого он встретит, что сделает. Некоторые самые первые сказки, которые я еще не записывала, а потом не могла вспомнить, напоминал мне старший сын. На мастер-классах, которые я провожу в библиотеках, где дети слушают какую-то главу из «Квакахряма», а потом рисуют его, старший сын активно помогает: ведет фото и видеосъемку, раздает призы и объясняет другим, что делать. После этого он гордо говорит одноклассникам, что его мама — писательница.

Дети и спорт

Так получилось, что у меня с мужем есть общее увлечение — парусный спорт. Собственно, мы даже познакомились в яхтенной школе. Естественно, и детям было не избежать знакомства с этим видом спорта — благо в Москве есть несколько спортивных школ, где можно этому обучаться. В спортшколу старший сын пошел в 7 лет.  Пока он был маленьким, на сборы в Адлер и  в Дахаб (Египет), на соревнования в Петербург я всегда сопровождала его, прихватив еще и младшего. Больше всего запомнилась поездка на остров Сямынь (Китай), где проходила международная детская регата. По сравнению с китайцами, которые платят за детские занятия яхтингом немалые суммы, наши дети имеют возможность заниматься в спортивных школах при Москомспорте за счет бюджета.

Правила, которые мы выбираем

Так получилось, что старший сын не сильно зависим от гаджетов. В начальной школе он ходил на уроки с часами-телефоном. Но они то терялись, то ломались. Потом я отдала ему свой старый кнопочный, и это оказалось находкой — ни у кого в классе больше не было такого маленького забавного телефончика. Дома он, конечно, мог пользоваться планшетом, но на нем были установлены только обучающие игры.

У младшего, который сейчас в первом классе, нет смартфона. Учительница запрещает ими пользоваться и забирает телефоны во время уроков и продленки. Дома есть телевизор, но смотреть его разрешается только по пятницам и выходным. Хотя, конечно, младшего это не всегда останавливает. Однако есть договоренность с детьми, что в пятницу вечером фильмы выбирают они, а в субботу их предлагают уже мама с папой.

Старший сын просит собаку, а младший — кошку. Пришли к компромиссу: в школьном чате отдавали улитку-ахатину, вот на ней я и предложила детям потренировать навыки опекунов. Вышло не очень хорошо — дети только изредка уделяли ей внимание. Итог: собаку или кошку мы пока решили не заводить.

Мужская работа

«Лучший конструктор — это сбор шкафа», — считает мой муж и учит сыновей пользоваться инструментами и участвовать во всех мужских делах по дому. Старший сын уже в 7 лет с увлечением смастерил шкатулку (чтобы прятать от брата свои сокровища), табуретку для бабушки и катамаран в подарок другу. Менять шины или мыть автомобиль они тоже ездят вместе. «У нас в 5-м классе еще не все умеют шнурки завязывать!» — удивляется мой сын. Считаю, пример папы очень важен. Постепенно дети учатся и покупки совершать сами. Старший сын ходит в магазин, младший осваивает финансовые операции в «Монополии». Папа постепенно рассказывает детям про акции и обучает пробному инвестированию.

Дома мы ведем раздельный сбор мусора — бумагу собираем в пакеты и отвозим на дачу для розжига. Дети привыкли, а старший сын даже сделал экологический проект в школе — определял, сколько класс «вырабатывает» бумажного мусора в месяц.

Хочется отметить, что все эти разнообразные виды деятельности объединены общим смыслом — совместным досугом с детьми, где папа и мама могут быть примером и увлечь чтением или столярным мастерством. Главное, делать все сообща, договариваться, а не давить. Но при этом придерживаться строгих правил — если есть договоренность, она должна соблюдаться.

Теги

воспитание учеба
Больше публикаций