14 октября 2022
Все о школе«Я поняла, что мне стало сложно справляться с сыновьями, когда им исполнилось по десять лет. У меня близнецы, Владик и Сеня. С двумя мальчишками и так нелегко, но раньше мы справлялись лучше. Оценки в школе были нормальными, домашняя работа выполнялась без понуканий, хотя и без особого энтузиазма. Я все надеялась, что вот сейчас они еще чуть-чуть подрастут, и ситуация совсем наладится. Но я ошибалась». Своим опытом делится мама четвероклассников Александра М.
Все дела, даже самые простые, стали занимать у детей гораздо больше времени. Домашней работы прибавилось совсем чуть-чуть по сравнению с прошлым учебным годом, и все же Владик и Сеня сидели над тетрадками часами! Отвлекались, снова пытались сосредоточиться, мучились, но не старались сделать быстрее.
Звоню с работы:
— Да, все сделали, точно!
Приезжаю. Проверяю. В лучшем случае готова половина, а про какой-то предмет они вообще забыли. Отправляю доделывать — уже не могут, устали. Так почему не сделали все раньше, когда были силы?
То же самое с уборкой в комнате. Идеальной чистоты и раньше не было, но теперь в детскую стало страшно войти — чего там только не раскидано! Отправляю их навести порядок — просидят в комнате до вечера, но в итоге чище там не станет. Я даже выбрасывать все пробовала! Дети обижались на меня, но выводов никаких не делали. Если я стою рядом и контролирую — конечно, дело идет лучше, но я же не могу постоянно быть рядом. Я тоже устаю после работы, у меня много и других забот.
Идею составлять список домашних дел мне подсказали знакомые, и я решила попробовать. Распечатала таблицу в три столбика: в первом список всего, что мальчишки могут сделать по дому, а дальше два пустых — один для Владика, другой для Сени. Домашняя работа там тоже была записана, по каждому уроку, заданному на завтрашний день.
Объяснила:
— Смотрите, вот все, что должно быть готово к вечеру. Выбирайте, что конкретно каждый из вас будет делать, ставьте напротив галочку, а когда задание выполните, обведите галочку в кружок. Кто закончил, тот совершенно свободен до конца дня, я вас больше не трогаю.
— А кто что делать должен?
— Это вы решаете сами.
Конечно, у нас не сразу все получилось гладко. И отказываться пытались, и бесконечно выясняли: «А почему я? Пусть он!» Часто домашнюю работу оставляли на самый поздний вечер и многое не успевали. Но прошло время — и мальчишки втянулись. Наверное, потому, что стало понятнее, зачем вообще нужно делать домашние дела. Зачем нужно пылесосить, стиральную машинку загружать, цветы вовремя поливать, мыть посуду. Раньше это было принуждением от мамы, а теперь — чистый ухоженный дом как результат их собственных усилий. Соревновательный момент тоже помог, сыновья стали пытаться подловить друг друга на недоработках: «Я лучше сделал, смотри, как надо было!».
И уроки тоже перестали быть последними в списке дел — дети сами пришли к выводу, что лучше перемежать виды деятельности: сделать математику, потом в качестве динамической паузы полить цветы, приступить к русскому языку и как бы между делом развесить вещи после стирки.
Теперь каждый день мы вместе проверяем расписание дел, и я обязательно пишу какие-нибудь слова ободрения и благодарности: «Вы молодцы! Дом очень благодарен сегодня Владику за чистый коврик в коридоре, а Сене — за чистую раковину в ванной». Это их минута славы, а я собираю и храню эти листочки, и у нас потихоньку собирается семейный архив. Кстати, дух конкуренции оказался весьма полезен при выполнении домашних заданий: кто первый присылает маме фотографии выполненных уроков по всем предметам, тот сегодня у нас главный молодец!
И хотя отличниками мои сыновья пока не стали, домашнюю работу они делают гораздо быстрее, а затем могут полноценно отдохнуть, что, согласитесь, очень важно.
Теги
воспитание учеба19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики