25 августа 2022
10-11 классы Все о школеНеподходящий круг общения — одна из самых больших причин для беспокойства. Папы и мамы подростков отлично понимают, что далеко не все зависит от семьи, и значительное влияние на ребенка оказывает социум, особенно в переходном возрасте. Что же такое «плохая компания» и как научить ребенка выбирать себе круг общения?
Почти треть своего времени дети проводят в школе, на дополнительных занятиях, в спортивных секциях и различных кружках, а это немало. Здесь они общаются со своими сверстниками, которые по значимости и ценности выходят на первый план. Подростковый возраст — особый период в развитии ребенка, когда он пытается показать свою взрослость и независимость. Как правило, мнение и опыт родителей его мало интересуют. К тому же он ориентирован больше на собственные интересы, а на поверхности — желание нравиться сверстникам и самоутвердиться среди них. Вопрос лишь в том, какое окружение и какие способы он выбирает для этого. Желание и стремление подростка выглядеть взрослее нередко приводит к тому, что он стремится подражать так называемым признакам взрослости: использовать нецензурные выражения, вызывающе себя вести, обзаводиться вредными привычками.
«Плохой» можно считать не только компанию, в которой подросток приучается к вредным привычкам, но и ту, в которой объединяющей идеей может стать псевдорелигиозный культ, какое-либо фанатское движение, экстремальные увлечения — прогулки по крышам, исследования подземных и заброшенных объектов и другие.
Если его компания вызывает у вас большие сомнения и вы хотели бы незамедлительно прекратить контакты ребенка с ней, то важно понимать, что в этом возрасте прямые запреты неэффективны и часто вызывают желание поступить в точности наоборот. Постарайтесь как можно подробнее пояснить, какие моменты вам не нравятся. Приведите примеры, факты — не будьте голословны. Нельзя наказывать ребенка, полностью ограничивая его общение, однако он все же должен заслужить ваше доверие, чтобы иметь возможность гулять допоздна или ходить на вечеринки.
Научитесь слушать ребенка и интересуйтесь его мнением. Если о чем-то расспрашиваете, то не слишком напирайте и сохраняйте его личные границы. Советуйтесь по любому, даже самому обычному поводу — например, что приготовить на ужин или как провести выходные.
Не критикуйте, ведь подростки очень чувствительны. Не стоит придавать значения мелким оплошностям. Тем более не нужно критиковать интересы и вкусы ребенка: музыку, фильмы, предпочтения в стиле. Вспомните, что вашим родителям наверняка так же не нравились и ваши кумиры.
Больше доверяйте, не нужно контролировать каждый шаг сына или дочери. Ведь они взрослеют, а потому пусть привыкают быть самостоятельными.
Научитесь чувствовать эмоции. Если вы видите, что ребенок подавлен, попробуйте осторожно спросить, в чем дело. Не стоит обижаться, если он не захочет делиться с вами. Знайте: он обязательно запомнит то, что вы были бережны с ним, и будет за это благодарен.
Замечайте успехи, хвалите. Если что-то не получается, скажите спокойно и уверенно: «Ничего страшного, пусть не в этот раз, но у тебя все получится. Вот увидишь, я в тебя верю!».
Показывайте, что, несмотря на плохое поведение, промахи и ошибки, вы все равно продолжаете любить и поддерживать своих детей, вы — союзник, готовый прийти на помощь. Однако не торопитесь предлагать ее в тех вопросах, которые они смогут решить самостоятельно.
Если все-таки вы точно знаете, что у вашего ребенка есть нежелательный круг общения, не делайте резких шагов, не запрещайте общаться. Во-первых, это бессмысленно. Во-вторых, гораздо лучше с помощью наводящих вопросов и совместного обсуждения постараться открыть глаза на истинную природу этих связей и на реальные опасности, которыми они могут для всех обернуться.
Рассказывайте подростку о манипуляциях. Раскрывайте уловки, с помощью которых одни заставляют других делать то, что иначе те делать бы не стали. Но избегайте упоминания его конкретных друзей. В таком случае можно исключить ссоры и при этом подтолкнуть подростка к собственным умозаключениям насчет его круга общения.
Помните, что ошибки — это возможность что-то понять и исправить. Всем свойственно их совершать или делать неправильный выбор. Лучшее, что вы можете сделать для ребенка — поддерживать доверительные отношения, стараться его понять и в случае необходимости уберечь от неправильных решений.
Ольга Манукян, специалист Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики