Как вырастить читателя

11 октября 2022

1-4 классы Все о школе

Как вырастить читателя

Как сделать чтение любимым и интересным занятием для ребенка? Какие шаги предпринять, чтобы книги стали помощниками и друзьями? Если создать условия для развития интереса к чтению, то проблема решится сама собой. И вот несколько рекомендаций родителям.

Чтение как способ общения

Когда чтение является интересным занятием для всей семьи, то и ребенок, подражая примеру родителей, имеет возможность увидеть и почувствовать, как много возможностей, ярких эмоций и впечатлений может дать чтение книг. Если дома есть даже небольшая библиотека, а мама и папа с удовольствием проводят время за книгой, чтение для ребенка представляется естественным и интересным процессом. Совместное чтение и обсуждение книг является хорошим способом общения. В разные возрастные периоды это общение будет отличаться, но всегда будет способствовать развитию ребенка и укреплению детско-родительских отношений.

Выбирайте книги с учетом возрастных особенностей ребенка и его интересов. Для ребенка книги-помощники растут вместе с ним и проходят весь путь взросления — от ярких книжек с картинками и тактильными вставками до классической и современной литературы, отвечающей на самые разные жизненные вопросы.

Когда начинать читать ребенку книги

Первое знакомство с книгой происходит в раннем возрасте, и здесь чтение выступает скорее как один из способов взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми, помогает осваивать предметный мир вокруг, стимулирует речевое развитие. Ребенок слушает голос мамы, и такое чтение становится одним из способов быть рядом с ней, что уже приносит ребенку радость и удовольствие.

В младшем школьном возрасте поддерживать интерес к чтению можно, обеспечив ребенка слушателями, которые не оценивают, не критикуют, а просто слушают. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник стесняется и чувствует себя некомфортно на уроках чтения. Дома в роли слушателей могут выступать бабушки и дедушки, мамы и папы, младшие братья или сестры и даже домашние питомцы.

Прочитанное нужно обязательно обсудить. Спросите у ребенка, все ли было ему понятно, какие слова вызвали затруднение. Договоритесь, что во время чтения вслух он может останавливаться и задавать вопросы, когда что-то необходимо прояснить. Понравилось ли ему прочитанное, какие эмоции вызвало? Что нового и интересного он узнал, чему научился? Затем можно нарисовать иллюстрацию к рассказу или к сказке, или же развить сюжет и самостоятельно придумать, что было дальше с главными героями.

Еще несколько рекомендаций
  • Чтение должно быть систематическим, чтобы оно вошло в привычку.
  • Выбирая книги, следите за тем, чтобы они были качественными — хорошие бумага и шрифт, оптимальный межстрочный интервал, умеренно яркое оформление.
  • Всегда рассказывайте ребенку об авторе понравившейся ему книги — это расширит его кругозор, разбудит любопытство, заставит задавать вопросы.
  • Занимайтесь совместным пересказом, но при этом намеренно искажайте повествование. Пусть ребенок вас поправляет.
  • Расскажите ребенку о самых любимых книгах из своего детства. Поделитесь впечатлениями, предложите ему их прочитать, а затем обсудить с вами.
  • Донесите до ребенка ценность каждой книги. Помогите ему собрать его личную библиотеку из книг самых любимых его авторов. Пусть он учится дорожить книгами и бережно к ним относиться.

Так, постепенно, шаг за шагом для ребенка будет открываться удивительный и прекрасный мир книг.

Оксана Голерова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

Теги

воспитание учеба
Больше публикаций