11 октября 2022
1-4 классы Все о школеКак сделать чтение любимым и интересным занятием для ребенка? Какие шаги предпринять, чтобы книги стали помощниками и друзьями? Если создать условия для развития интереса к чтению, то проблема решится сама собой. И вот несколько рекомендаций родителям.
Когда чтение является интересным занятием для всей семьи, то и ребенок, подражая примеру родителей, имеет возможность увидеть и почувствовать, как много возможностей, ярких эмоций и впечатлений может дать чтение книг. Если дома есть даже небольшая библиотека, а мама и папа с удовольствием проводят время за книгой, чтение для ребенка представляется естественным и интересным процессом. Совместное чтение и обсуждение книг является хорошим способом общения. В разные возрастные периоды это общение будет отличаться, но всегда будет способствовать развитию ребенка и укреплению детско-родительских отношений.
Выбирайте книги с учетом возрастных особенностей ребенка и его интересов. Для ребенка книги-помощники растут вместе с ним и проходят весь путь взросления — от ярких книжек с картинками и тактильными вставками до классической и современной литературы, отвечающей на самые разные жизненные вопросы.
Первое знакомство с книгой происходит в раннем возрасте, и здесь чтение выступает скорее как один из способов взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми, помогает осваивать предметный мир вокруг, стимулирует речевое развитие. Ребенок слушает голос мамы, и такое чтение становится одним из способов быть рядом с ней, что уже приносит ребенку радость и удовольствие.
В младшем школьном возрасте поддерживать интерес к чтению можно, обеспечив ребенка слушателями, которые не оценивают, не критикуют, а просто слушают. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник стесняется и чувствует себя некомфортно на уроках чтения. Дома в роли слушателей могут выступать бабушки и дедушки, мамы и папы, младшие братья или сестры и даже домашние питомцы.
Прочитанное нужно обязательно обсудить. Спросите у ребенка, все ли было ему понятно, какие слова вызвали затруднение. Договоритесь, что во время чтения вслух он может останавливаться и задавать вопросы, когда что-то необходимо прояснить. Понравилось ли ему прочитанное, какие эмоции вызвало? Что нового и интересного он узнал, чему научился? Затем можно нарисовать иллюстрацию к рассказу или к сказке, или же развить сюжет и самостоятельно придумать, что было дальше с главными героями.
Так, постепенно, шаг за шагом для ребенка будет открываться удивительный и прекрасный мир книг.
Оксана Голерова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание учеба19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики