Как заинтересовать пятиклассника чтением?

16 декабря 2022

5-9 классы Все о школе

Как заинтересовать пятиклассника чтением?

Чтобы вызвать в детях желание что-то почитать, посмотреть, узнать, родители прибегают к разным ухищрениям. А что, если попробовать делать это как бы между прочим, в кратком, но емком формате, к которому школьники привыкли, общаясь в интернете?

Такой эксперимент провела со своим сыном-пятиклассником Олеся Вербицкая. И убедилась, насколько важна вовлеченность родителя в учебный процесс.

Воспитание — это творчество

Однажды мой старший сын Гена неожиданно спросил: «А зачем вообще литература нужна? Например, мы прочитали, обсудили, поговорили. А что дальше? Как она мне в жизни пригодится, чем поможет и что даст?»

Стала отвечать машинально, скороговоркой, что литература разовьет ум и даст представление о жизни той эпохи, в которой автор создавал произведение. В этом я убедилась на собственном опыте, поступив в магистратуру. Думала, что все знаю в свои 40 лет, но нам на занятиях столько рассказывают нового, что я сижу, как мышка за печкой, слушаю и удивляюсь. Ведь это просто поразительно, когда спустя много лет вокруг хорошо известного и изученного произведения и биографии писателя обнаруживается множество тайн и возникает множество споров!

В общем, хороший вопрос задал сын, надо бы помочь ему разобраться. Я поинтересовалась, какую тему они изучают. Как выяснилось, творчество Лермонтова. Внутренне возликовала, тема прекрасная, поэт замечательный. За чаем как бы между прочим обращаюсь к сыну:

— Рассказывай, что про Михаила Юрьевича знаешь. Что читал? Поделись впечатлениями, сын.

— Михаил Юрьевич?.. А кто это?

— Как кто?! Лермонтов!

— А! Лермонтов! Так бы сразу и сказала, — отозвался Гена и затянул скучной скороговоркой, что это русский поэт, хороший, умный, талантливый. Написал «Бородино». А других стихов он пока не знает.

И тут наступил мой звездный час, я стала рассказывать о детстве поэта, вспоминая самые эмоциональные моменты. Что его воспитывала бабушка. Забрала к себе в имение после смерти матери и окружила вниманием, заботой, любовью. Была очень богатая и знатная. Обеспечила достойное образование: музыка, иностранные языки, рисование. Маленький Миша часто болел, и поэтому бабушка возила его на Кавказ поправить здоровье. Там будущий поэт впитывал местный колорит, его впечатляли и вдохновляли прекрасная дикая природа, нравы, культура, а главное — люди, их сила, мощь, отвага, бесстрашие.

Сын оживился, вспомнил, как мы летом отдыхали в Абхазии и как ему там понравилось. И тогда я сказала, что Кавказ всегда присутствовал в жизни и творчестве Лермонтова — вплоть до роковой дуэли. Гена так заинтересовался, что захотел узнать об этом побольше. Потом мы вместе выбрали стихотворение «Дума», и он выучил его наизусть. Вернулся из школы очень довольным — получил пятерку и похвалу от учителя.

Спустя какое-то время снова поинтересовалась у сына, что проходят по литературе. Оказалось, «Снежную королеву» Андерсена. Но сын прочел ее еще в 7 лет и сказал, что ему скучно ее перечитывать. Да, действительно, в детстве это была одна из любимейших сказок. И я задумалась — как же вернуть интерес? А может быть, зайти с неожиданной стороны? И поведала Гене о том, что узнала из интервью японского мультипликатора Хаяо Миядзаки. Он рассказал, что когда-то давно он собирался уходить из анимации, потому что разочаровался. Удержал его неожиданный случай: профсоюз компании, где он тогда работал, провел показ советского мультфильма «Снежная королева». Именно этот показ коренным образом изменил представления будущего великого режиссера о возможностях анимации, и он решил остаться. Подумать только — если бы не этот мультфильм, то мир бы никогда не увидел ни «Ходячего замка», ни «Рыбки Поньо на утесе», ни «Моего соседа Тоторо»! Генка был в восторге:

— Это же здорово! Я не знал! Обязательно расскажу ребятам!

— Расскажи, конечно же. Литература объединяет людей, как и любое другое искусство, — будь то музыка или кинематограф, живопись или театр. Все переплетается, дополняет, усиливает эффект. И это прекрасно!

Вот так, неожиданно для себя, я поняла, что ребенка можно заинтересовать чтением, беседуя с ним о книгах между делом, за чашкой чая, по дороге в школу, подбираясь к литературе через другие виды искусства. Главное — избегать долгих нравоучительных лекций и уметь формулировать посыл в привычном ему коротком формате. И действительно, ребенок откликается: читает, учится осмысливать прочитанное и размышлять. А потом приносит из школы пятерки.

Теги

воспитание учеба
Больше публикаций