Мнемотехники в помощь школьникам

30 ноября 2022

5-9 классы Все о школе

Мнемотехники в помощь школьникам

Довольно часто родители сталкиваются с вопросом, как помочь ребенку запоминать стихи, правила, алгоритмы действий, которые никак ему не даются. Задача может упроститься, если использовать специальные приемы. О том, что такое мнемотехники и как они могут помочь ребенку в учебе, рассказывается в этой статье.

Что такое мнемотехники?

Мнемотехники (приемы мнемоники) — это методы, развивающие память и облегчающие процессы запоминания определенной информации. Само слово «мнемоника» восходит корнями к древнегреческому слову «искусство запоминать». В основе лежит визуализация информации посредством образов. Яркий пример мнемоники знаком всем нам с детства — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — так запоминается последовательность цветов спектра или радуги.

Чем полезны приемы мнемоники?
  • Увеличивается объем информации, которую запоминает школьник за период времени.
  • Повышается продуктивность памяти: усвоенная с помощью этих приемов информация «всплывает» быстрее.
  • Техники доступны как для дошкольников и младших школьников, так и для учеников средней и старшей школы.
Об основных мнемонических приемах и о том, как ими пользоваться

Принцип один: чем ярче образ, чем больше эмоций он вызывает, тем лучше запоминается.

Ассоциации (или мнемотаблицы). Это схемы с расположенными на них символами (рисунками, буквами), которые следуют в определенном порядке. Яркая необычная ассоциация соединяется с информацией, и происходит запоминание. Способ отлично подходит для младших школьников, когда объем еще не слишком велик. Мнемотаблицы могут упростить работу ребенка с небольшими текстами, подойдут для запоминания стихотворений и песен на уроках музыки, для заучивания коротких правил.

Как использовать? При работе с текстом, например, этот способ позволит ребенку запомнить сюжет. Для этого заранее приготовленные картинки разложите в соответствии с логикой повествования, затем перемешайте картинки и попросите собрать их в правильной последовательности. При необходимости помогайте наводящими вопросами, попросите пересказывать сюжет, опираясь на изображения. Со временем задания можно усложнять, используя более длинные тексты и более запутанные сюжеты. Хорошо, когда ребенок сам придумывает и рисует картинки, которые помогают ему при пересказе.

При заучивании стихотворений на каждую строчку должна приходиться одна картинка-образ. А если объем большой, то вначале текст нужно разбить на части или составить к нему план, а затем к каждой части или пункту плана подобрать картинку-ассоциацию, которая будет заключать в себе смысл части.

Стихотворения/рифмовки. Этот способ хорош для заучивания правил, порядка действий. Создание рифмованных пар или даже небольших стихотворений позволяет запоминать материал быстро и надолго. Вот, к примеру, как легко и быстро можно запомнить глаголы-исключения при изучении спряжений:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать и обидеть,

И зависеть, и вертеть,

Ненавидеть, но терпеть.

А так можно запомнить правильную постановку ударения в слове: «Долго ели тОрты — не налезли шорты». И, конечно же, неувядаемая классика из курса геометрии, где «биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Необязательно использовать уже существующие «стихи-запоминалки», можно придумывать свои.

Метод римской комнаты или Метод Цицерона. Существует предание, что Цицерон, гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам, находящимся вокруг него в знакомом пространстве, важные смысловые моменты будущего выступления. На публике, когда нужно было вспомнить что-то важное, Цицерон мысленно возвращался в свой дом и по его обстановке восстанавливал план рассказа. Метод Цицерона отлично подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя.

Как использовать? Ребенок по порядку «привязывает» к каждому предмету в своей комнате пункты рассказа (материала, который необходимо запомнить). В дальнейшем, вспоминая обстановку, он без труда припоминает нужную ему информацию.

Мнемотехники отлично помогают подготовиться к выступлению, докладу, экзамену, развивают у ребенка внимание, речь, воображение, увеличивают активную лексику. Поэтому все предложенные приемы обязательно помогут вашим школьникам учиться легче и лучше.

Ольга Манукян, специалист Городского психолого-педагогического центра

Марина Архипова, специалист Городского психолого-педагогического центра

Теги

воспитание учеба
Больше публикаций