1 ноября 2022
1-4 классы Все о школеБывает так, что один ребенок постоянно жалуется на других детей. Частые необоснованные жалобы настораживают учителей, да и родителям вовсе не хочется, чтобы их ребенок рос ябедой. Как быть в этой ситуации?
Иногда ребенка действительно что-то беспокоит, и он сообщает об этом учителю или родителям. А иногда ему хочется просто наябедничать. Во втором случае преследуется корыстная цель — возможно, из зависти, возможно, из какой-то личной обиды или желания быть замеченным. Довольно частая причина таких жалоб — уязвленное самолюбие, несправедливое с точки зрения ребенка к нему отношение: почему кому-то что-то можно, а ему нет?
Беспомощность. Ребенок сталкивается с непонятной или даже опасной для него ситуацией. Он обращается ко взрослому за помощью и делится информацией о происходящем. С возрастом таких ситуаций становится меньше.
Предупреждение. Когда ребенок не знает, как реагировать на то или иное происшествие, он делится своими наблюдениями, ставит старших в известность и хочет понять, как ему поступить. Или же он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно.
Месть и самоутверждение. Очень часто дети ябедничают из-за уязвленного самолюбия — например, когда сверстники их игнорируют, не берут в общий чат или в игру, обижают. Тогда появляется желание отомстить с помощью значимого взрослого. Или же ребенок владеет некой информацией об одноклассниках и хочет рассказать об этом педагогу, чтобы привлечь к себе внимание, самоутвердиться и заставить сверстников считаться с собой.
Когда ребенок ябедничает, он действует в соответствии со своей внутренней логикой, и эту логику нужно понять. Вот несколько вопросов, ответы на которые помогут разобраться в мотивации жалоб:
После анализа полученной информации можно подобрать адекватные методы педагогического воздействия.
Поговорите с ребенком наедине. Объясните, что и почему тревожит вас в его поведении. Помогите ему взглянуть на ситуацию глазами тех, на кого он ябедничает. Спросите, хотел ли бы он оказаться на их месте? Выслушайте его доводы и обсудите их.
Возьмите паузу. Не спешите реагировать на жалобу. На сообщения, которые действительно требуют разбирательства, можно ответить так: «Хорошо, мне нужно обдумать эту ситуацию, чуть позже мы вернемся к обсуждению».
Предоставьте слово обеим сторонам. Чтобы жалобы друг на друга не превращались в крупные ссоры, предложите детям сесть за стол переговоров — это приучит к самостоятельному и конструктивному решению конфликтных ситуаций. Но при этом обязательно контролируйте процесс и будьте готовы вмешаться.
Не создавайте конкуренцию. Как родителям, так и педагогам не следует сравнивать одного ребенка с другим: не бывает «самых послушных» и «самых умных», а если они появляются, то появляется и повод для зависти со всеми вытекающими последствиями.
Помогите в самореализации. Найдите и поручите ребенку дело, в котором он сможет себя проявить наилучшим образом, самоутвердиться и стать лидером. Ребенку очень важно чувствовать уважение не только от взрослых, но и от сверстников.
Ольга Манукян, специалист Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики