Синдром выгорания у детей: как его предотвратить

3 ноября 2022

Все о школе

Синдром выгорания у детей: как его предотвратить

Ребенок стал хуже учиться, не хочет идти в школу, жалуется на усталость, любая реплика старших воспринимается им очень эмоционально… Возможно, вам пришлось столкнуться с тем, что стало очень привычным для современного мира взрослых людей, но кажется невозможным в мире детей. Речь идет о выгорании, которое бывает у людей самого разного возраста.

Факторы возникновения выгорания у детей

Перечислим наиболее частые факторы, которые могут повлиять на выгорание.

  • Избыточное увлечение всевозможными кружками, спортивными секциями в дополнение к основной учебе в школе. Разумеется, в дополнительном образовании нет ничего плохого, но здесь очень важна мера. Родители не должны руководствоваться желанием догнать и перегнать мальчика Вову из второго подъезда, а исходить из реальных ресурсов и возможностей собственного ребенка.
  • Эмоциональное давление на детей перед контрольными, мониторингами и экзаменами, нагнетание тревоги, гиперответственность за результаты независимой проверки знаний. Не давите на психику ребенка. Оценка — это всего лишь оценка.
  • Отсутствие доверительных отношений с родителями. Очень часто дети боятся не соответствовать возложенным на них большим ожиданиям, и еще страшнее для них — признаться в этом папе или маме.
  • Невнимательность родителей к ребенку, когда они упускают первые звоночки выгорания, которые проявляются в раздражительности, агрессии, актах неповиновения или, наоборот, в проявлении апатии, лени, отсутствии мотивации.
  • Ошибки в организации распорядка дня: большие перегрузки, дисбаланс между учебой и отдыхом.
Кто в зоне риска?

Эмоциональное выгорание бывает не у всех детей. Как правило, чувствительные, эмпатичные и мечтательные дети с неустойчивой самооценкой больше подвержены этому синдрому. Также в зоне риска оказываются дети с большим творческим и учебным потенциалом, которые предъявляют к себе слишком высокие требования.

Самая сложная ситуация с детьми, у которых по целому ряду причин нет официального статуса ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), но есть трудности с хронической академической неуспеваемостью. Родители таких детей пытаются решить проблемы с помощью дополнительных занятий, многочасовых домашних заданий, которые дети делают до поздней ночи, но ситуация с оценками не становится лучше. Здесь нужна помощь специалиста.

По каким признакам можно распознать выгорание

Внимательные родители могут заметить первые признаки, которые в большинстве случаев проявляются в следующем:

  • в постоянной (хронической) усталости: ребенку трудно встать с кровати и сосредоточиться на школе и уроках;
  • в прокрастинации: из-за недостатка энергии и мотивации ребенок пытается все отложить на потом;
  • в апатии: ребенку ничто не приносит радость, он не хочет разговаривать с родителями;
  • в избегании: ребенок не хочет идти в школу, придумывает оправдания, а если они родителями не принимаются, то выдает психосоматическую реакцию — у него может подняться температура, заболеть голова, живот;
  • в негативном видении: у ребенка пропадает позитивный взгляд на жизнь, он перестает видеть смысл в учебе, ему все неинтересно;
  • в проблемах с концентрацией: ребенок не может сосредоточиться даже на самой простой задаче, постоянно отвлекается; выполнение домашних заданий занимает слишком много времени;
  • в раздражительности: ребенок мгновенно раздражается или расстраивается из-за мелочей, которые ранее не имели для него значения.
Как помочь?

Если вы заметили какой-то из перечисленных выше признаков, поговорите с ребенком, попытайтесь найти главную причину, которая приводит к выгоранию. Если это избыточная дополнительная нагрузка, то, возможно, придется выбрать главное, а от чего-то отказаться. Составьте вместе с ребенком новое расписание его активностей и отдыха на неделю и посмотрите по итогам, что изменилось. Если речь идет сразу о нескольких признаках — это повод поговорить со школьным психологом или записаться на консультацию к специалистам Городского психолого-педагогического центра.

Если ребенок просит у вас разрешения остаться дома, ссылаясь на усталость, то это вполне можно сделать. Иногда пара дней, проведенных в тишине своей комнаты, или же семейная поездка в другой город на выходные могут помочь переключить ребенка на позитивный эмоциональный настрой и предотвратить выгорание. В случаях с академической неуспеваемостью имеет смысл проанализировать ее вместе с классным руководителем, пройти консультацию у нейропсихолога.

И все же самая главная рекомендация заключается в том, что вы должны быть внимательны к своему ребенку. Пусть он знает, что вы любите его и всегда поддержите — независимо от его успехов и побед.

Марина Моисеева, независимый консультант в сфере образования

Теги

воспитание
Больше публикаций