Слышать ребенка

22 апреля 2022

Все о школе

Слышать ребенка

Мы нередко пытаемся реализовать в своих детях то, что, как нам кажется, сами упустили в жизни. С одной стороны, понятно, что таланты, задатки и склонности они наследуют от нас. С другой — мы так навязчиво заставляем их эти таланты развивать, что они начинают уходить от этого всеми возможными способами. Ирина Гончарова, мама 15-летнего подростка рассказывает, как они с мужем оказались в подобной ситуации и как нашли простой выход, который еще больше сплотил семью.

Обычная история

Все было, как у многих: мама, с отличием окончившая музыкальную школу по классу фортепиано, любящая музицировать и мечтающая, чтобы сын стал великим музыкантом. И ребенок, который ни в чем не виноват. Но мамы обычно думают так: «Пусть у меня ничего не получилось с музыкальной карьерой, но уж сына-то я точно не упущу!». Мальчик унаследовал музыкальные способности — и мы, родители, стали давить на него авторитетом и назиданиями: «Мы знаем, как тебе лучше!» Нам удалось его уговорить хотя бы попробовать. Сейчас стало совершенно очевидно, что эта тактика, мягко говоря, была неправильной. И хорошо, что мы осознали это не слишком поздно.

Через тернии — в гении

Наш выбор пал на музыкальную школу при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. А как же! Раз уж учиться, то в самой лучшей школе, и никак иначе. Вступительные экзамены сын сдал легко, на отлично, так как от природы имел абсолютный слух. Чем, собственно говоря, и вселил в нас еще большую уверенность в правильном выборе. Начали с подготовительного отделения. Какое-то время все шло прекрасно. Трудности нас ждали впереди. Водить его на занятия надо было сначала 3 раза в неделю, потом 4, а потом и все 5 раз. С началом настоящей учебы его пыл угас почти сразу же. И все же в течение трех лет сын послушно ходил на занятия, хотя постоянно выдумывал поводы, чтобы отлынивать. Сначала болела нога, потом рука, затем голова, горло — далее шли все органы, которые только знает девятилетний ребенок. И нам каждый раз все сложнее было искать аргументы в пользу занятий ненавистным фортепиано. Обстановка накалялась с каждым днем: были слезы, уговоры и скандалы. Устали все.

Услышать ребенка

И вдруг я поняла, что не слышу своего ребенка. Мне попалась в руки книга Фредерика Бакмана «Тревожные люди», и прямо в сердце запала цитата: «Мы строим из себя хороших родителей, но в действительности способны лишь обеспечить детям еду, одежду и отчитать их за то, что они жуют найденную на полу жвачку. Когда-то мы попробовали держать в аквариуме экзотических рыбок — так они все сдохли. В сущности, мы знаем о детях не больше, чем об аквариумных рыбках. И ответственность за их жизни приводит нас в ужас каждое утро».

Однажды сын сказал, что больше не пойдет в музыкальную школу ни при каких обстоятельствах. Сказал тихо, спокойно и очень уверенно. Мы поняли, что больше не будем заставлять его — он ведь и так продержался почти три года. И к концу этого срока уже не хотел идти на компромиссы с нами. Наш сын оказался крепким орешком, и в глубине души я даже почувствовала гордость за него. Мы, конечно, очень переживали. А он воспринимал в штыки любое наше предложение, озвученное в качестве альтернативы музыкальной школе. Он не хотел ничего, никаких других кружков, которые мы пытались предлагать ему взамен — будь то аккордеон, спортивное ориентирование или шахматы. Мы поняли, что делаем только хуже.

Душа компании

И тогда мы решили отпустить ситуацию и оставить сына в покое. Мы перестали хотеть за него. В конце концов, мы же его любим не за то, что он талантливый ребенок, а за то, что он наш ребенок. Мы успокоились, и отношения между нами стали быстро восстанавливаться. Прошло несколько лет. В итоге сын сам освоил гитару и стал мастерски петь песни под нее, став при этом любимцем и завсегдатаем любой компании. Теперь все наши дни рождения и совместные вечера приятно согреты дружным пением под гитару. Какое это счастье! Поняла для себя и хочу обратиться к другим: доверяйте своим детям и любите их для них самих, а не для себя.

Теги

воспитание
Больше публикаций