Тесты в профориентации

29 апреля 2022

10-11 классы Профориентация

Тесты в профориентации

Есть тесты, которые важны не меньше тестов по основным школьным предметам. Они помогают подросткам определиться с выбором профессии. Профориентация начинается примерно с седьмого класса, но не все можно получить непосредственно в школе: многие интересные профориентационные мероприятия проводятся за ее пределами. Итак, поговорим о предпрофессиональном тестировании.

Где пройти тестирование?

Большое количество разнообразных и бесплатных тестов можно найти в интернете и пройти онлайн, получив результат в виде комментариев и рекомендаций. Их можно принять к сведению, но относиться к ним очень уж серьезно не стоит: даже если тест сделан вполне профессионально, расшифровка ответов требует тщательной проработки и интерпретации со стороны специалистов. Помимо онлайн-тестов есть возможность пройти тестирование непосредственно у школьного психолога, на днях открытых дверей в колледжах и вузах, на открытых образовательных мероприятиях, ярмарках и выставках.

Профориентационные диагностики

Чтобы понять, насколько профессионально сделан тест и можно ли использовать полученные результаты как руководство к действию, нужно иметь хотя бы общее представление о проверенных временем методиках профессионального тестирования.

  • Диагностика структуры сигнальных систем позволяет определить преобладающие у подростка специфические типы высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный или средний.
  • Дифференциально-диагностический опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в системах человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ. Результаты опросника показывают, к какой профессиональной сфере проявляется интерес. Разновидностью данного опросника является анкета «Ориентация». Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей, она определяет преимущественные склонности и способности к одному из пяти типов профессий, перечисленных выше, и преобладание в человеке исполнительских или творческих черт личности.
  • Опросник «Карта интересов» используется в целях профориентации при приеме на работу, но может применяться и для тестирования подростков. Опросник позволяет выделить степень выраженности интереса ребенка к определенному виду профессиональной деятельности. Этот опросник был разработан довольно давно, однако мир профессий меняется очень быстро. На сегодняшний день создана более современная версия, в которую вошли такие направления, как информационные технологии, социология, философия и бизнес. Также на основе «Карты интересов» была разработана методика «Профиль», которая помогает определить профиль обучения в старших классах.
  • Методика «Матрица выбора профессии» помогает с помощью двух вопросов и таблицы выявить профессию, наиболее близкую к интересам и склонностям опрашиваемого.
  • Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам — искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд и сфера материальных интересов. Какие критерии оценки личности взяты за основу? Автор методики считает, что для выбора профессии наиболее существенны активность, возможность, стиль и направленность. Эти компоненты образуют две взаимно пересекающиеся линии: активность — направленность и стиль — возможности. Личность изучается по проявлениям активности и характеру самовыражения. Важно, что при выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, сформированной, как правило, в семье или ближнем окружении ребенка.

Назовем еще несколько распространенных методик, которые активно используются школьными психологами, кадровыми агентствами и центрами занятости. Это тест «Профассоциации», когда испытуемый называет ассоциации, которые у него вызывают те или иные профессии; тест «Профессиональные намерения», определяющий уровень сформированности и осознанности жизненных планов; тест «Якоря карьеры», определяющий ценностные ориентации в карьере.

Условия эффективности

Тестирование будет эффективным и даст много полезной информации о выборе дальнейшего пути и построения профессиональной карьеры только тогда, когда будут соблюдены следующие условия:

  • тест адекватен возрасту и уровню личностной сформированности подростка;
  • ребенок самостоятельно может понять вопросы теста и дает на них честные ответы, не пытаясь угадать правильный вариант (которого, к слову сказать, в таких тестах не существует);
  • результаты тестирования интерпретируются специалистами, которые дадут ребенку и его родителям необходимые разъяснения и помогут скорректировать образовательный маршрут.

Важно, чтобы после получения результатов тестирования было понятно, как и куда поступать после 9 или 11 класса, какие дополнительные навыки и компетенции необходимо усилить, какие заложенные от природы таланты и способности можно и нужно развивать.

Марина Моисеева, независимый консультант в сфере образования

Теги

профессии
Больше публикаций