6 декабря 2022
1-4 классы Все о школеВ период с 7 до 11 лет закладывается основная познавательная учебная мотивация и отношение ребенка к учебе. Задача родителей — укреплять эту мотивацию, чтобы при переходе в среднюю школу, когда программа усложняется, ребенок не утратил всякий интерес к учебному процессу.
Расскажите ребенку, что можно получать удовольствие и от решения задач, и от чтения текстов. Объясните, что задания в школе и дома нужно делать самому — ведь то, с чем мы справляемся самостоятельно, доставляет нам наибольшее удовлетворение. Конечно, помощь взрослого нужна, особенно в младшей школе, и если задание сложное и требует определенных навыков, то можно его сделать вместе со школьником. И все же это исключение, а не правило.
Побуждайте вашего ребенка размышлять о том, что ему дают такие навыки, как умение читать, писать, считать, запоминать. Ориентируйтесь на его увлечения и интересы. Допустим, он любит кататься на самокате. Расскажите, как знание законов физики помогает выполнять сложные трюки и при этом соблюдать технику безопасности, а владение иностранным языком — свободно общаться с единомышленниками по всему миру. Это один из примеров внутренней мотивации.
Всегда спрашивайте ребенка о том, как прошел день, и будьте при этом искренними. Задавайте разные вопросы, а не только те, которые касаются отметок и школьных предметов. Интересуйтесь, как ребенок коммуницирует со сверстниками, как выстраивает отношения с учителями. Спросите, что его огорчило, обрадовало или развеселило. Это очень важно для установления крепких и доверительных отношений.
Мы все разные. Для достижения одного и того же результата разным людям требуются разные усилия, поэтому ребенка можно сравнивать только с ним самим. Отмечать и хвалить нужно не за отличные оценки, а за усилие, которое прилагается для достижения этого результата. Это будет повышать самооценку ребенка и разовьет в нем уверенность в своих силах. Сравнение с другими детьми лишено какого бы то ни было воспитательного смысла и может вызвать лишь агрессию и опустошенность.
Определите, какой канал восприятия работает лучше всего и пробуйте подходящие форматы обучения. Например, если сложно запоминать стихотворение или правило, можно предложить провести эксперимент по поиску идеального способа их запоминания: визуализация с помощью мнемотехник, наговаривание на диктофон и прослушивание, многократное записывание от руки в тетрадь. Пусть ребенок попробует все и поймет, какой метод помог ему лучшего всего. Изучайте биологию в зоопарке, историю — в музеях и на экскурсиях, изобразительное искусство — в картинной галерее. Смотрите вместе документальные фильмы на интересные темы.
Все это поможет ребенку не растерять интерес к обучению, и он продолжит тянуться к новым знаниям.
Ольга Калинова, специалист Городского психолого-педагогического центра
Ольга Манукян, специалист Городского психолого-педагогического центра
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики