В помощь родителям: метод активного слушания

31 января 2023

1-4 классы Все о школе

В помощь родителям: метод активного слушания

Часто бывает, что ребенку необходимо выговориться, и тогда ему нужен не столько собеседник, сколько слушатель. Вот только какой? Внимательный, эмоционально вовлеченный, задающий уточняющие вопросы, когда это уместно. Ребенку порой бывает достаточно даже того, что он видит искреннее сопереживание на лице взрослого.

Понятие активного слушания ввела психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер и подробно описала его в своей книге. Эта методика общения помогает предотвращать конфликты, налаживать подлинно глубокий контакт между детьми и родителями, создавать взаимное чувство симпатии и доброжелательную атмосферу. Метод включает в себя различные приемы, позволяющие лучше понимать ребенка, демонстрировать ему свою вовлеченность и заинтересованность, а также воспринимать информацию, которую он хочет донести, в полном объеме. Но самое главное заключается, пожалуй, в том, что применение метода активного слушания практически исключает недопонимание. А ведь именно оно зачастую приводит к недоразумениям, обидам, отчужденности.

Некоторые приемы активного слушания

«Эхо»: родитель повторяет за ребенком какой-то фрагмент его высказывания. На первый взгляд может показаться, что прием выглядит, как передразнивание, но это не так. Подобное «эхо» воспринимается ребенком как поощрение к дальнейшему разговору, вызывает в нем желание прояснить сказанное, дополнить его новыми подробностями.

Перефразирование: взрослый пересказывает услышанное и спрашивает, правильно ли он все понял. Речь любого человека — а тем более ребенка — содержит изрядную долю недосказанности. Недомолвки бывают понятны для говорящего, однако нуждаются в пояснениях для слушающего. А перефразирование как раз добавит ясности.

Сообщение о восприятии: взрослый сообщает ребенку о том, что он его понял. Это может быть как вербальное сообщение, так и невербальное: кивок головой, зрительный контакт с собеседником, мимика, жесты.

Резюмирование позволяет выделить главную мысль, которая больше всего волнует ребенка, подытожить разговор, исключить неверное понимание проблемы и затем перейти к конструктивному поиску ее решений.

Важные дополнения

Когда вы слушаете ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом и сядьте так, чтобы ваши с ним глаза находились примерно на одном уровне. Совсем еще малышей можно посадить на колени или присесть на корточки возле них. Ваша поза и ваша близость к ребенку — самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать и понять. Эти сигналы легко читаются детьми любого возраста на уровне подсознания. Недопустимо общаться, будучи в соседней комнате, занимаясь параллельно чем-то другим (мытьем посуды, чтением журнала, просмотром телевизора). В момент диалога ребенок должен видеть и понимать, что ваше внимание безраздельно принадлежит ему.

Общаясь с огорченным или обиженным ребенком, не задавайте ему вопросы, а продолжайте диалог в утвердительной форме, показывая, что вы сразу настроились на одну и ту же эмоциональную волну. Например, если ребенок говорит, что больше не пойдет на урок математики к условной Анне Семеновне, неправильно спрашивать, что же случилось. Лучше сказать: «Вижу, что тебя что-то обидело или задело. Поделись со мной, пожалуйста». То есть в этом случае родитель сразу обозначает свою позицию: он понимает, что если сын или дочь отказываются идти на урок, то этому есть причина.

Держите паузу. Тут как в «Театре» Сомерсета Моэма — чем больше артист, тем больше пауза. И если ребенок немного замялся, если он подыскивает слова или собирается с мыслями, не нужно договаривать за него фразу или предложение, даже если кажется, что все и так уже ясно. Пауза — это знак уважения к собеседнику, признание за ним права спокойно и без спешки сформулировать свое мнение, подумать, прежде чем что-то произнести вслух.

Применение метода активного слушания и педагогами, и родителями оказывает удивительный эффект: ребенок, которого не перебивают, а просто внимательно слушают, вдруг обретает возможность взглянуть на ситуацию под совершенно другим углом, осознать свои переживания и эмоции, сделать самостоятельные выводы. Но самое главное — будет знать, что в вашем лице он всегда может рассчитывать на понимание и поддержку.

Ольга Манукян, Ольга Калинова, специалисты Городского психолого-педагогического центра

Теги

воспитание
Больше публикаций