29 апреля 2022
10-11 классы ПрофориентацияВыбор профессии — важный этап в процессе самоопределения ребенка. Есть ли ориентиры, которые ему помогут?
Важно принимать во внимание интересы и склонности ребенка в различных предметных областях. В каком профессиональном сообществе он хотел бы находиться? Каким видом деятельности заниматься? Одним из ориентиров могут стать любимые школьные предметы — например, хорошее знание физики или математики, уверенное владение иностранным языком. Еще один ориентир — любимые занятия в свободное время, хобби, увлечения. Здесь также может быть заложен потенциальный ресурс для развития будущих профессиональных навыков.
При ранней профориентации еще в дошкольном возрасте в игровой форме дети знакомятся с различными знаниями естественно-научного цикла. Например, в STEM образовании — модели, объединяющей естественные науки и инженерные предметы в одну систему, — представлены самые разные направления: научные дисциплины, творчество, инженерное искусство, робототехника.
Такой подход позволяет формировать интерес к наукам, к научно-техническому творчеству, развивать нестандартное мышление. В игровых опытах ребенок исследует свойства объектов окружающего мира, а результатом является не только усвоение знаний, но и четкие и понятные для ребенка первые ориентиры на пути к профессии.
Действительно, предметные знания могут стать верным компасом в выборе профессии. Кому-то нравится выполнять задания с применением формул, кому-то интересны исторические факты. А кто-то любит читать и смотреть фильмы на английском языке. Обучаясь в школе, ребенок развивает еще и так называемые надпрофессиональные навыки (soft skills), которые важны в любой деятельности: умение работать в команде, проявлять лидерские качества, системно мыслить, быть психологически устойчивым в ситуации неопределенности и многие другие.
Каждый ребенок уникален. И профессиональный путь, который он выберет, тоже уникален. Направляя его, родители и педагоги должны создать такую среду, в которой он сможет проявлять самостоятельность и инициативу, будет принимать решения и нести за них ответственность, осознавать свои потребности и склонности, развивать необходимые навыки.
Конечно же, следует учитывать запросы рынка труда, востребованность и перспективность избранной специальности. И все же главное — понимать, что будущая профессия должна стать мостом между чем-то важным для себя и чем-то нужным и полезным для других.
Оксана Голерова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
.
Теги
профессии19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики