2 декабря 2022
1-4 классы Все о школе«Детям порой бывает сложно привыкнуть к новым обстоятельствам: как только они попадают в школу, их жизнь очень меняется, и не всегда эти изменения проходят легко. Я убедилась в этом, когда моя дочь Аня пошла в первый класс», — рассказывает Ольга, мама первоклассницы.
В детском саду Аня была активным и любознательным ребенком, всегда готовым отвечать на вопросы учителя, а дома охотно рассказывала о своих успехах. Мы были уверены, что и в школе учеба не будет представлять для нее никаких сложностей, однако ошиблись. Прежде жизнерадостная и общительная, спустя некоторое время Аня потеряла всякий интерес к занятиям, и однажды мы услышали, что она и вовсе не хочет идти в школу. Ее словно подменили: девочка стала замкнутой, неулыбчивой, ей не хотелось видеться с одноклассниками вне уроков. Такое поведение абсолютно нехарактерно для нашей дочери, поэтому мы забили тревогу.
Из разговора с учителем стало ясно, что на уроках Аня предпочитает вести себя как можно незаметнее, даже когда знает ответ. На переменках стоит в стороне и не играет с ребятами. Нам посоветовали обратиться к школьному психологу, и то, что мы услышали, стало для нас большой неожиданностью. В детском саду Аня привыкла быть всегда первой, и у нее сформировался так называемый «синдром отличника». А в классе оказалось много сильных, успевающих ребят, и не всегда оценки дочери были лучшими. В школе учительница ее хвалила, но Ане казалось, что она плохо старается, а хвалят ее из жалости. Другими словами, у нее были слишком завышенные требования к себе, и на этом фоне она испытывала серьезный стресс.
Психолог посоветовал нам побеседовать с Аней и объяснить ей, что ошибки — это часть обучения, и нет ничего страшного, если вместо пятерки она получит четверку. Еще нам посоветовали разговаривать с ней об ее увлечениях, поддерживать, объяснять, что любые неудачи нужно воспринимать не как поражение, а как стимул к развитию. Не допускать любых сравнений с другими детьми и делать акцент только на ее личных достижениях.
Конечно, нам потребовалось время, чтобы стабилизировать эту ситуацию. Мы стали чаще хвалить нашу дочь, больше времени проводить вместе. Постепенно она начала общаться с одноклассниками, у нее вновь появилось желание не только получать знания, но и демонстрировать их на уроке. Сейчас Аня вполне успешно заканчивает учебный год, и это — наша большая победа.
Какой вывод мы сделали? Нужно быть внимательными к своему ребенку, стараться замечать любые изменения в поведении и не позволять ему воспринимать полученные оценки за знания как оценку своей личности. Важно вовремя заметить и устранить тревожные признаки, чтобы они не переросли в проблему.
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики