13 сентября 2022
1-4 классы Все о школе
Как учить наизусть стихотворение: 7 советов от логопеда
Выучить стихотворение — непростая задача для детей, особенно для дошкольников и учеников младших классов. Ребенок понимает, что ему нужно дословно запомнить текст и рассказать его потом наизусть. Но как это сделать?
Чаще всего дети пользуются простейшими приемами заучивания — читают несколько раз, пытаясь воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя их во все большие отрывки и, наконец, читая полностью. Но в день икс выясняется, что стихотворение выучено плохо. Почему?
Понаблюдайте за ребенком. Скорее всего, окажется, что, пытаясь запомнить стихотворение, он всякий раз повторяет его с самой первой строчки. Сначала заучивает первое четверостишие, затем переходит ко второму и всякий раз повторяет его вместе с первым. А когда доходит очередь до третьего, то повторяет первое и второе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что конец стихотворения в памяти не задерживается. Вот несколько советов для быстрого заучивания.
- Важно, чтобы ребенок сам вслух прочитал стихотворение и при этом четко проговаривал звуки и слова. Важно, чтобы он почувствовал ритмику поэтических строк.
- Во время чтения обратите внимание на то, чтобы все слова были понятны. Сложности с запоминанием могут быть связаны с тем, что дети часто не знают значений отдельных слов или выражений.
- Если есть незнакомые слова и ребенок с трудом запоминает их, попросите придумать ассоциацию (пусть даже самую нелепую) к этому слову и нарисовать ее. И всякий раз, когда ребенок спотыкается на трудном месте, показывайте ему этот рисунок.
- Обязательно задайте ребенку вопросы по содержанию и обсудите прочитанное.
- Учите стихотворение отдельными четверостишиями, затем объединяйте их в единое целое. Важно, чтобы на этом этапе ребенок понял необходимость проверять себя самостоятельно.
- Когда ребенок читает стихотворение, он может использовать жесты, которые помогут лучше запомнить слова. Например, «у оленя дом большой» (изображаете крышу домика); «он глядит в свое окошко» (подставляете руки к глазам, делая «бинокль»); «зайчик по лесу бежит» (показываете пальцами ушки зайца, а потом то, как он бежит) и так далее. Движения должны быть наглядными и подсказывать слово.
- Однократное правильное воспроизведение — еще не гарантия того, что ребенок без запинки сможет прочитать стихотворение, поэтому заученные строчки нужно повторить несколько раз. Лучше это сделать в игровой форме: пригласить бабушку или папу и устроить генеральную репетицию или же повторять вслух стихотворение по дороге в школу, стараясь попасть в ритм шагов.
Заучивание стихов — не только отличная тренировка памяти, но и возможность научить ребенка любить и понимать поэзию. И эта цель не менее важна. Читайте своим детям как можно больше стихов, обсуждайте поэтическе образы, развивая таким образом их вкус и тягу к прекрасному.
Дарья Белоусова, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра
Теги
учеба