12 апреля 2023
5-9 классы Все о школеПравил придерживаются все от мала до велика — это необходимое условие существования в социуме. Познающему мир ребенку очень важно объяснить, что это такое и для чего они нужны. И эта задачка не из легких. Как же убедить детей следовать правилам, избегая окриков, давления и угроз? Вот несколько советов.
Доносите смысл. Требование или правило всегда нужно объяснять так, чтобы ребенок его понял. Пусть это получится не сразу, пусть вам придется объяснять несколько раз — важно, чтобы была понятна логика.
Правила должны быть четкими и обоснованными. Ситуация, когда требования объясняются с позиции «я взрослый, поэтому я лучше знаю», не работает. Такая постановка вопроса провальна, поскольку ребенок не понимает сути требования — почему и зачем. Поэтому сначала разбираем в деталях ситуацию, объясняем суть правил и возможные последствия в случае их неисполнения, а потом формулируем тезисы вместе с ребенком, таким образом вовлекая его в соавторство. Тезисы лучше записать на отдельном листе бумаги и разместить над письменным столом или там, где они все время будут попадаться на глаза.
Подавайте личный пример. Хотите, чтобы ребенок следовал правилам? Станьте для него примером. Начните с мелочей — с самых простых бытовых привычек. Важно постоянно учить ребенка на конкретных личных примерах быть более аккуратным, внимательным, ответственным, самостоятельным. Если что-то у ребенка не получается, то нужно разбирать эту ситуацию, вместе делать выводы и проигрывать возможный в рамках действующих правил выход.
Предложите задуматься о последствиях. Ребенок должен в полной мере осознавать последствия совершаемых им действий, видеть, как это отражается на других участниках конфликта. Например, если он испортил что-то из личных вещей своего одноклассника, то нужно объяснить ему реальную стоимость этой вещи и то, что входит в понятие материального ущерба.
Не забывайте об альтернативе. Альтернатива предусматривает выбор, а значит, ребенок сможет иметь некую свободу действий внутри правил. Например, если у него есть два часа на компьютерные игры, то в качестве альтернативы он может в это время заняться обработкой цифровых фотографий на компьютере, поиграть с друзьями во дворе. Выбор в этом случае делает он сам.
В отдельных случаях, касающихся вопросов безопасности жизни, могут использоваться гораздо более жесткие требования, которые обсуждению не подлежат, — причем они должны быть одинаковыми и со стороны семьи, и со стороны школы. И ребенок должен понимать разницу между обычным запретом и жизненно важным требованием — например, следовать правилам дорожного движения; не играть на строительных площадках; не стоять в метро близко к краю платформы.
Все дети являются прекрасными манипуляторами. Не желая следовать тому или иному правилу, они могут упрямиться и требовать запрещенное, причем делать это на грани истерики. Родители зачастую пугаются и идут на уступки, а это значит, что правила перестают работать. Что можно посоветовать в этой ситуации?
Во-первых, дать ребенку время на эмоциональную разрядку. Предоставьте ему возможность успокоиться, не идите у него на поводу — иначе он запомнит, что криком можно добиться желаемого, и подобное поведение станет стратегией. При этом контролируйте его физическое состояние, не допускайте срывов.
Во-вторых, когда ребенок успокоится, еще раз поговорите с ним доброжелательно и спокойно. Предложите ему альтернативу, которая не нарушает установленное правило, а компенсирует его. Главное — оставаться последовательными в своих требованиях и помнить, что все они, по большому счету, продиктованы любовью к ребенку и заботой о нем.
Марина Моисеева, независимый консультант в сфере образования
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики