7 июня 2022
1-4 классы 10-11 классы 5-9 классы Все о школеВ школе принято давать учащимся список литературы на лето. Быстро прочитать многостраничные произведения, которые входят в программу по предмету, очень сложно, и лучше это сделать заранее. Учителя предлагают не только читать произведения, но еще и вести читательский дневник. Что это такое?
Читательский дневник — обычная школьная тетрадь, в которой дети описывают прочитанное. Как правило, такой дневник ведется в табличной форме, но каких-то жестких правил по его оформлению нет. Ведение читательского дневника — очень полезная привычка, вполне соответствующая рекомендациям по выработке у учащихся «навыков 21 века».
Детям часто сложно на чем-то сосредоточить свое внимание, а главное — что-то запомнить. Смысл как раз в том, чтобы ребенок мог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Обучение работе с читательским дневником можно начинать уже с начальной школы — это поможет потренировать память, научит анализировать произведение, выражать свои мысли. Чтобы детям было интереснее, нужно дать им возможность рисовать в дневнике, создавать кроссворды и сканворды по прочитанным книгам, придумывать продолжение произведения. Можно также предложить ребенку написать письмо автору книги или ее героям.
По мере взросления работа с читательским дневником усложняется. Кроме традиционных элементов (имя автора, название книги, жанр, основная тема произведения) полезно записывать краткие характеристики основных героев и описания понравившихся эпизодов. Чем старше становится ребенок, тем важнее обращать его внимание на исторический контекст произведения и развивать межпредметные связи — например, интегрировать знания по литературе, истории и мировой художественной культуре.
Ребенка можно постепенно приучать к пониманию и записи библиографических данных: кем книга была издана, сколько в ней страниц, кто ее перевел и проиллюстрировал, кто написал вступление и отзыв, кого благодарит автор, кому он посвятил свой труд. Если ребенок не просто прочитает и даст описание книги в определенном формате, а проведет мини-исследование, то он лучше поймет произведение и запомнит важные детали, разберется в позиции автора, научится формулировать собственное мнение. Еще хорошо выписывать наиболее понравившиеся цитаты и просматривать экранизации произведений.
Большинство современных читателей предпочитает книги в электронном формате, поэтому ребенку можно показать, как работает система отзывов на сайте любого электронного издательства. Ему будет интересно прочитать отзывы на уже знакомые книги, согласиться с ними или поспорить. Это повысит мотивацию ребенка и изменит его отношение к чтению: от механического прочтения книг из списка на лето он перейдет к осознанному и вдумчивому, сможет узнавать автора и его литературный стиль, обсуждать прочитанное с друзьями.
Для многих детей, которые увлекаются современными цифровыми технологиями и медиакультурой, будет интересно не просто прочитать книгу, но и создать по ней так называемый буктрейлер (от англ. booktrailer) — короткий видеоролик, в произвольной художественной форме рассказывающий о той или иной книге. Буктрейлер может отражать атмосферу и жанр книги, раскрывать ее сюжет, содержать цитаты и комментарии автора.
Таким образом, ведение читательского дневника — весьма полезное занятие, формирующее важные навыки. Это работа и одновременно творческий досуг, это возможность провести самостоятельное мини-исследование и открыть для себя что-то новое.
Марина Моисеева, независимый консультант в сфере образования
Теги
учеба19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики