14 апреля 2023
Скоро в школуЛасковый разговор с малышом, физический и зрительный контакт с ним, улыбки взрослого – это способы, при помощи которых малыш чувствует свою значимость для близких. Благодаря этому у него формируется положительное отношение к людям, к миру в целом и к самому себе.
Важнейшая характеристика человеческой личности – ее самооценка, предпосылки формирования которой начинают закладываться еще в младенчестве. В дошкольном возрасте самооценка ребенка находится в стадии формирования, и адекватной считается завышенная самооценка, то есть положительный образ самого себя. А к 7-8 годам, когда ребенок в школе сравнивает себя с другими, самооценка может быть и адекватной, и заниженной, и завышенной.
Родителям нужно иметь в виду, что самооценка складывается на основе мнения значимых взрослых. Что в этой связи могут сделать они?
Предложенные игры не только повышают самооценку играющих, но и сближают всех членов семьи, помогают научиться выражать свои чувства, уважительно относиться друг к другу, понимать свою ценность.
«Что я умею делать хорошо?»
Играют все члены семьи. Каждый из участников по очереди называет то, что он умеет делать хорошо. При затруднении другие дополняют ответ участника.
Важно: игра дает возможность ребенку понять, что каждый член семьи (и он в том числе) может сделать для общего блага: чем помочь другим, к кому обратиться за помощью в случае затруднений, чем он ценен для окружающих.
«Я — король»
Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля. Он сидит на троне и дает указания, издает законы. Время царствования — 5-7 минут.
Важно: игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость, стать более уверенным, формулировать свою точку зрения, обозначать свои желания .
«Я!»
Выбирается именинник (все по очереди должны побывать в этой роли). Именинник встает на стул. Все другие участники называют хорошие качества. Если именинник услышит качество, которое свойственно ему, он громко кричит: «Я!» Это качество записывается на листок бумаги. Когда все качества исчерпаны, участники хором повторяют все качества, которые свойственны имениннику.
Важно: в игре у участников появляется возможность составить представление о себе, положительный образ, который добавит уверенности.
«Что мне нравится в тебе?»
Все участники встают в круг. Каждый из группы высказывается: «Мне нравится в тебе…» Можно играть в паре: участники по очереди говорят друг о друге.
Важно: игра позволяет увидеть себя глазами другого человека, узнать, какие положительные качества отмечают в тебе другие, стать более значимым в своих глазах.
Людмила КОЧУКОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Теги
воспитание19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики