Как настольные игры формируют готовность к школьному обучению

4 мая 2022

1-4 классы Скоро в школу

Как настольные игры формируют готовность к школьному обучению

Можно ли с помощью настольных игр решить конкретные задачи развития и сформировать необходимые к началу школьного обучения навыки? Педагоги и психологи отвечают: да, можно. Такие игры помогут развить коммуникативные навыки, речь, память, внимание, логику, наблюдательность. Расскажем об этом подробнее.

Игры-ходилки. Обычно данный вид игр представляет из себя игровое поле с дорожками, кубик для определения количества ходов и фишки разных цветов. Ходилки отрабатывают навык счета и простейших арифметических действий, развивают зрительную память и внимание. Здесь присутствует элемент случая: нельзя знать заранее, сколько ходов выкинет кубик. Это добавляет азарта, а значит — учит выражать и контролировать эмоции.

Детские карточные игры. Один из вариантов таких игр — карточки с разрозненными фрагментами картинок-предметов. Целая картинка получится только в том случае, если следующая карточка из набора будет содержать второй фрагмент рисунка. Карты выкладываются последовательно в пять рядов по пять штук в каждом, а участники игры ищут совпадения, вращают карточки и составляют картинки из подходящих фрагментов. Игра отлично развивает воображение, учит видеть части целого и соединять их воедино, а также быстро реагировать — ведь тот, кто быстрее всех разглядит и правильно сложит картинки, победит.

Викторины. Познавательные игры закрепляют знания детей о предметах и явлениях окружающего мира, развивают мышление, речь, помогают расширить кругозор. Игры содержат вопросы по самым разным темам: времена года, явления природы, животный и растительный мир, профессии.

Лото. Игра в лото развивает логику, внимание, слуховую и зрительную память, учит концентрации, усидчивости, а также знакомит детей с понятиями «сходство», «отличие», «очередность». Если это лото с цифрами, то, помимо всего перечисленного, закрепляется числовой ряд от 1 до 90.

Существует большое количество и других настольных игр, направленных на развитие математических представлений, на формирование навыков счета. Например, при трудностях понимания у ребенка состава числа, запоминания числового ряда, количественного и порядкового счета, операций сравнения, сложения и вычитания полезными могут быть игры «Турбосчет», «Этажики», «Фрукто 10», «Минус — Плюс».

Для ознакомления детей с алфавитом, запоминания образа буквы, овладения навыком чтения, автоматизации слияния букв в слоги, повышения скорости и качества чтения могут быть полезны игры «Зверобуквы», «Чтениум» «Калейдоскоп букв». Для автоматизации поставленных звуков, стимуляции речевой активности, коррекции лексико-грамматического строя речи может быть полезна игра «Звукарики». Для закрепления знаний детей о качествах, свойствах предметов окружающего мира можно рекомендовать настольную игру «Мягкий знак».

Чтобы запомнить названия животных и их детенышей, можно поиграть в игру «Кто пропал на ферме?» Для закрепления знаний о животных, насекомых, рыбах, для знакомства с многозначными словами и омонимами, для развития ассоциативного мышления может быть полезна игра «Забавные названия животных. Парочки». Для развития зрительно-моторной координации движений, зрительного и цветового восприятия, для знакомства с ролевой игрой, укрепления социального развития и воспитания духа соревновательности можно предложить детям «Пальцы вверх», «Скоростные колпачки», «Уно».

Почему игры так важны в любой культуре? В игровой форме мы развиваем очень важные для жизни умения и передаем свой опыт. В игре дети учатся слушать и слышать, выполнять требования, выигрывать, а проигрывая — держать удар. В игре вырабатывается усидчивость, эмоции и воля обретают баланс. И, наконец, игра — это просто очень интересно и увлекательно.

Анна Холопова, специалист Городского психолого-педагогического центра

Полина Горяйнова, специалист Городского психолого-педагогического центра

Теги

первоклассники
Больше публикаций