От чего зависит успешный старт в школе

22 апреля 2022

1-4 классы Скоро в школу

От чего зависит успешный старт в школе

Родители будущих первоклассников часто задаются вопросом, а должен ли ребенок еще до поступления в школу научиться читать и писать? Одни считают, что учить — задача учителя, другие задолго до начала учебного года начинают заниматься с будущим первоклассником. Что предпринять родителям, чтобы повысить его шансы на успешный старт в школе?

В Федеральном государственном образовательном стандарте нет пункта о том, что от первоклассника требуется умение читать и писать. Но, как правило, уже в возрасте 3-4 лет дети сами начинают проявлять интерес к письму и чтению. Они пытаются понять, что же написано в витринах магазинов, водят пальчиком по тексту, когда взрослый читает им сказку. Задача родителя — поддержать интерес ребенка и помочь ему подготовиться к овладению навыками письма и чтения. Как это сделать?

Подготовьте руку к письму

Раскраски и прописи для дошкольников — то, что нужно. Пусть ребенок закрашивает, заштриховывает картинки, обводит линии, тренируя движения руки, укрепляя мелкие мышцы, соизмеряя силу нажима. Предлагайте дошкольнику и карандаши, и краски. Это разные техники рисования, но обе они помогают подготовить руку к письму. Выбирайте раскраски с учетом интересов ребенка. Например, мальчику больше понравятся машинки или самолеты, а девочке — куклы или цветы.

Делайте пальчиковую гимнастику

В интернете родители найдут множество игровых упражнений для пальчиковой гимнастики. Также подойдут любые игры и творческие занятия на развитие мелкой моторики, например, бисероплетение, создание картин из крупы и пластилина.

Не принуждайте ребенка к письму

Дошкольнику необязательно уметь писать все буквы. Гораздо важнее, чтобы он понимал смысл написанного, а не просто срисовывал слова. Если ребенок написал «корова», то проверьте, понимает ли он смысл слова, ассоциирует ли его с животным, которое дает молоко? Постарайтесь, чтобы все ваши занятия с ребенком сопровождались положительными эмоциями, это поможет сохранить его стремление к дальнейшему обучению. Если первоклассник хорошо владеет рукой, то с помощью учителя он быстро и легко освоит навык письма, научится красиво писать все буквы, соединять их в слоги и слова.

Не требуйте беглого чтения

Некоторые родители очень гордятся тем, что дошкольник хорошо читает. Но если спросить, о чем этот текст, вдруг выясняется, что ребенок ничего не понял и не запомнил. Это можно назвать псевдочтением, когда малыша научили произносить буквы, сложенные в слова и предложения, но не научили понимать смысл прочитанного. И переучить его потом будет очень сложно. Пусть лучше читает по слогам, медленно, но осознанно.

Обсуждайте прочитанные произведения

Чтобы помочь ребенку научиться понимать смысл текста, возьмите за правило обсуждать все прочитанные произведения. Начинать лучше за несколько лет до школы. Вы читаете малышу сказку или стихотворение, а затем задаете вопросы о главных героях, их поступках, о событиях, описанных в произведении. Пусть ваши домашние интересуются, что нового ребенок узнал из книжки, вызывая у него желание пересказывать.

Не оставайтесь в стороне

Конечно, учить — это задача учителя, ведь он профессионал. Но для успешного освоения школьной программы ребенка нужно подготовить, развить у него определенные навыки. И сделать это нужно еще в дошкольном возрасте. Если у ребенка подготовлена рука, если он правильно держит ручку и карандаш, умеет чертить прямые и волнистые линии, заштриховывать, понимает смысл прочитанных слов, то освоить навыки письма и беглого чтения ему будет намного легче. И еще очень важно поддерживать интерес ребенка к чтению и письменной речи и откликаться на его стремление узнавать новое.

Ирина Вшивкова, психолог Городского психолого-педагогического центра

Теги

первоклассники
Больше публикаций