29 марта 2023
5-9 классы Все о школеВ современном мире без знания иностранных языков трудно быть успешным. Как помочь ребенку его освоить, что нужно знать о типах восприятия информации, какими бывают этапы обучения и что нужно делать на каждом этапе?
До 15 лет иностранный язык дается сравнительно легко. Потом люди взрослеют и начинают подходить к его изучению аналитически, что тоже неплохо, но немного сложнее. Поэтому один, два и даже три языка можно спокойно освоить до 15 лет — надо лишь вовремя определиться, с какого начать. Изучение европейских языков, по мнению корифея в этой области Галины Алексеевны Китайгородской, начинать лучше с французского, потом переходить на романские языки — испанский, итальянский или же на германские — английский, немецкий. Сложность заключается в том, что курсов французского для самых маленьких мало, гораздо быстрее вы найдете рядом с домом занятия английским с 3-4 лет. Также многие детские сады включают английский язык в свою программу.
Но предположим, что вы уже определились с языком, с местом, где ребенок будет учится и… умываете руки, поскольку свято верите, что все сложности примет или должен принять на себя квалифицированный педагог. Это самая распространенная и самая большая ошибка. Вы в корне неправы, потому что ребенку очень нужна именно ваша помощь. Ведь каждый из вас знает хоть какой-то минимум иностранных слов, а если даже и не знает, может создать ребенку благоприятную атмосферу для изучения языка. На моих глазах мама двух дочерей, не зная ни слова по-испански и не владея игрой на музыкальных инструментах, вырастила переводчика-романиста и музыканта, который сегодня играет в оркестре Большого театра. Что она для этого делала? Только одно: не пускала занятия на самотек.
Типы восприятия
Мы воспринимаем новую информацию всеми органами чувств. Но все равно с самого детства один из каналов восприятия является лидирующим. По этому принципу детей можно разделить на кинестетиков, визуалов и аудиалов.
Кинестетики воспринимают мир через движение, через богатство тактильных ощущений. Это обычно шумные дети, которым и пять минут трудно усидеть на месте, они не прочь затеять потасовку, всегда готовы разобрать игрушку, чтобы понять, как она устроена, — на это их толкает неутомимый исследовательский дух. Таким детям нравятся подвижные игры, спорт, они любят передразнивать, копируя движения. В силу этих особенностей во время занятий кинестетикам необходимы пятиминутные перерывы. Идеально для этого подходят простые игры типа Stand up — Sit down, когда преподаватель или родитель становится напротив ребенка и командует ему сесть или встать. При этом взрослый сам показывает, какое действие он ожидает. Потом игра усложняется, взрослый «ошибается» — например, командует сесть, а сам при этом встает. Ребенок должен заметить ошибку и выполнить правильное действие. Игра простая, но дает большой лексический запас глаголов движения, ведь можно не только садиться и вставать, а поворачиваться в разные стороны, бегать, прыгать.
Визуалы больше восприимчивы к информации, получаемой через зрительный анализатор. Эти дети любят смотреть мультфильмы, рисовать красками и цветными карандашами, рассматривать книжки с яркими картинками, играть в настольные игры. Они обращают особое внимание на цветовые контрасты: например, строят замки в соответствии с цветом деталей. Визуалам хорошо вывешивать на стенах яркие плакаты с иностранными словами, фотографии страны изучаемого языка. С ними очень хорошо играть в карточки. Сейчас есть много настольных игр на иностранных языках. Например, игра «Детективы», наиболее отвечающая требованиям натуры визуала, в которой нужно описать внешность человека. Для запоминания слов хорошо написать их и повесить там, где они постоянно будут попадаться на глаза.
Аудиалы слышат мир. Этим детям нравится музыка, причем не только детские песенки, но и произведения самых разных жанров и стилей. Они легко запоминают на слух стихи и мелодии, обычно любят игрушечные музыкальные инструменты. Этим детям иностранный язык дается легче, чем кинестетикам и визуалам. Они легко схватывают произношение, интонации. Им надо ставить больше песен, показывать мультфильмы на изучаемом языке, можно даже включать радио как фон во время игр.
Конечно, крайне редко ведущий канал восприятия проявлен настолько сильно, что другие подавляются. Поэтому смешение кинестетика с визуалом или аудиала с визуалом — обычное дело. Приглядевшись к своему ребенку, вы легко поймете, какой именно тип восприятия ему ближе.
Этапы обучения
Специалисты считают, что ребенок проходит в изучении иностранного языка три этапа. На первом он молчит, слушает и запоминает. Если ваш ребенок интроверт, то этот этап может немного затянуться. После каждого урока вы должны интересоваться, что было нового и интересного, должны побуждать делиться с вами новыми знаниями. Застенчивого ребенка нужно хвалить вдвое чаще. А вот у экстравертов все продвигается быстрее — им приятна атмосфера конкуренции, они любят общаться. Чтобы быстрее разговорить ребенка, уже на первом этапе можно попросить его научить вас тому, чему он научился сам. Зная, какие слова ребенок освоил на уроке, вплетайте их в диалоги. Это будет звучать забавно, но так даже лучше: «Миша, закрой door, пожалуйста, оттуда дует!» или «Оля, передай bread, будь так добра!». Артиклями на этом этапе можно пренебречь.
Второй этап, как и в изучении родного языка, — это словотворчество, эксперименты с языком. Не ругайте, не одергивайте ребенка. Пусть он перевирает звучание иностранных слов и наслаждается песенками из набора звуков, которые он, по его мнению, исполняет на немецком или английском языке. Знайте, что это естественный процесс, ведущий к активному освоению устной речи.
Третий этап — когда у ребенка уже есть определенные языковые навыки и он начинает развивать и закреплять их. И тут очень важна правильная мотивация.
Как помочь
Родители могут помочь, проявляя неподдельный интерес к тому, что ребенок изучает. На личном примере покажите, как вы, взрослые, общаетесь на иностранном языке, как читаете книги или газеты, смотрите фильмы. Для детей вы являетесь несомненным авторитетом, и они с удовольствием будут вам подражать.
Создайте в детской комнате языковой уголок. Например, повесьте алфавит, ведь рано или поздно его все равно придется выучить. Пусть для визуала это будет красочный плакат, для кинестетика подойдут выполненные из материалов разной фактуры настенные коврики-алфавиты. Для аудиала приобретите «говорящую» азбуку, в которой ребенок должен повторить букву, и если он произносит ее неправильно, зажигается красный стоп-сигнал. Можно устроить специальный день английской или французской кухни с названиями блюд. Самое главное — не пускайте занятия на самотек, активно участвуйте в процессе познания, мотивируйте и поощряйте детей.
Заговорить свободно на иностранном языке — задача не из простых, но именно этот навык сегодня очень востребован, поэтому ваши усилия совершенно точно не будут напрасными.
Иванка Бикеева, преподаватель английского языка
Теги
учеба19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики