Эволюция школьного образования в России

Эволюция школьного образования в России

17.02.2022

Добрый день! С вами Дмитрий Кузнецов, и сегодня мы погрузимся в историю российской школы, а также узнаем об инновационных разработках в сфере образования.

Трудно поверить, но когда-то в России не было даже учебников. Год за годом знания накапливались, технологии развивались, образование становилось доступным для всех слоев населения. Пробежимся по ключевым датам в истории образования.

В 1918 году правительство приняло решение обучать девочек и мальчиков вместе. Раньше они учились в разных школах. Причиной объединения стала нехватка зданий для раздельного обучения детей. Но уже в 1943 году мальчики и девочки снова стали учиться раздельно. Аргумент был такой: девочки и мальчики отличаются, жизненные роли у них разные, поэтому и готовить их к взрослой жизни надо по-разному.

Перемены снова вызвали волну споров. Бытовало мнение, что разделение детей должно было укрепить дисциплину. На деле же это только усугубило ситуацию: справляться с классом из одних мальчишек было нелегко. В итоге в 1954 году школы мальчиков и девочек снова объединились. На этот раз навсегда.

Непостоянство характеризует и историю школьной формы. Форменные платья и костюмы были обязательны для учеников гимназий времен Российской империи. В 1918 году униформу для школьников отменили. У людей попросту не было денег на покупку особой одежды для детей, денег не было и у государства.

В начале XXI века форма возвратилась в школу в новом качестве — как ее фирменный знак. Сейчас каждое учебное заведение самостоятельно решает, нужна униформа учащимся или нет.

Еще один удивительный факт: начальное образование стало обязательным для всех детей только в 1930 году. Родители отнеслись к нововведению неоднозначно, говорили: «Не пускайте детей в школу, там, кроме хулиганства, они ничему не научатся», «Забрали наших ребят в школу… Там их кормят, одевают, а потом и вовсе у нас отнимут».

Но опасения родителей не оправдались, а школьное образование подтвердило свою эффективность. Чуть позже стало обязательным семилетнее обучение.

На фоне роста популярности школьного образования в 1940 году вводится плата за обучение в 8, 9 и 10 классах школы. Семилетка по-прежнему оставалась бесплатной, но для поступления в вуз ее было недостаточно.

Через 16 лет эту плату отменили, так как страна нуждалась в высококвалифицированных специалистах. Поступить в вуз наконец смогли те, у кого не было денег на оплату старших классов средней школы.

В 1944 году прошла еще одна реформа. Возраст первоклашек был снижен до 7 лет. До этого ребенок мог пойти в школу в 8, 9 или даже 10 лет. В этом же году в школах появляется цифровая пятибалльная система. До этого оценки обозначались словами: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо.

А вот школьная доска впервые упоминается еще в конце 14 века. Однако ее повсеместное использование началось с конца 18 века. Изначально доски были аспидные, или грифельные, размером с тетрадный лист. Постепенно им на смену пришла меловая доска. В конце 90-х популярность приобрела маркерная доска, которая с развитием компьютерных технологий эволюционировала в электронную панель. Сегодня электронные интерактивные доски есть в каждой столичной школе. На экране можно показывать научные фильмы, презентации.

Школьный дневник появился в России позже, чем школьная доска, — примерно в середине 19 века, когда начали открываться государственные гимназии. С начала 2000-х в мире стали набирать популярность электронные дневники. Сегодня столичные школьники и их родителей пользуются электронным Дневником МЭШ. «Московская электронная школа» стала большим помощником для всех участников образовательного процесса. Она не заменяет традиционную школу, а качественно ее дополняет, делает современной и высокотехнологичной.

С помощью МЭШ ребята готовятся к ЕГЭ и контрольным работам, проводят опыты в виртуальных лабораториях, повторяют пройденный материал, просматривая видеоуроки от лучших учителей. Для педагогов здесь также много полезного: сценарии уроков, тематический каркас, который помогает планировать занятия и проверять, как школьники усваивают образовательную программу. Родителям МЭШ позволяет быть в курсе того, что изучают дети и какие оценки получают, помогает отслеживать посещаемость и даже питание ребенка в школе.

В МЭШ всегда под рукой расписание занятий, домашние задания, сценарии уроков, дополнительные материалы. А библиотека МЭШ — это большое количество обучающих материалов в современных форматах, виртуальные лаборатории, видеоуроки, познавательные квизы и тесты для самопроверки, доступные в любое время в любом месте.

«Московская электронная школа» делает образование прозрачным и современным. МЭШ — это технология будущего, доказавшая свою эффективность уже сейчас.

С вами был Московский образовательный подкаст и я, его ведущий Дмитрий Кузнецов.