18 ноября 2022
#ЧеловекУчительДенис Слонимский, учитель математики школы № 1574, победитель конкурса «Педагоги года Москвы» в направлении «Учитель-лидер» номинации «Педагогический старт» рассказал о том, можно ли увлечь современных детей учебой, как создать из школы центр притяжения и зачем педагогам дополнительные источники адреналина.
— Вы окончили бакалавриат матфака Высшей школы экономики, а магистратуру — уже в МГПУ. Что привело вас в педагогику? Почему произошла смена интересов?
— Мои родители — Лев и Ирина Слонимские — учителя математики и авторы большого количества пособий и справочников. Поэтому я с детства знал, что такое школа и насколько тяжел труд педагога. Возможно, по этой причине меня всегда отговаривали от того, чтобы идти в педагогику, и сначала я сделал выбор в пользу фундаментальной математики. С 1-го курса учебы в НИУ ВШЭ занялся репетиторством по математике и информатике, прошел школу вожатых, а в скором времени поехал в лагерь. Так началась моя первая работа с детьми. К концу 4-го курса выбор уже был однозначен, что поступать буду на педагогическое направление. По семейным обстоятельствам я не смог пойти в Вышку на открывшуюся педагогическую магистратуру на моем факультете, поэтому выбрал МГПУ.
— Помните свой первый урок? Что удивило больше всего? Все ли прошло по плану?
— Да, первый урок помню очень хорошо, так как он прошел еще до устройства на работу в школу. На 3–4 курсах университета я участвовал в проекте «Кодабра» — это проведение уроков по Scratch (язык программирования) для детей в начальной школе. Тогда я пришел в незнакомый мне 1-й класс. У нас с ними получилось интересное занятие. Из меня сделали робота, которому дети давали разные команды, а я их выполнял. Затем первоклассники создали свою первую компьютерную игру, состоящую из разных блоков, каждый из которых отвечал за действия отдельного персонажа.
— Как увлечь современных детей учебой?
— Нужно быть с ними на одной волне, объяснять, зачем нужна учеба, что она может дать им в жизни. Не забывать про использование их любимых гаджетов и создавать уроки, на которых будет интересно.
— Удавалось ли вам привить любовь к математике? Чтобы вот от «математика — это не мое» до «дайте мне еще одну задачку!»
— Наверное, да. У меня в классе есть ребята, которым учеба изначально давалась очень тяжело. Когда началось дистанционное обучение в первую волну коронавирусных ограничений, казалось, что эти ребята просто выпадут из учебного процесса. Но, как говорится, не тут-то было. Выяснилось, что когда школьник остается один дома, а родители продолжают работать, то приходится выбираться из ситуации самому. Наша плодотворная совместная работа привела к повышению мотивации ребенка и получению навыков самостоятельного развития, умению находить нужный учебный материал. Все это вызывало безумно приятный эффект для меня как учителя математики и классного руководителя.
— У вас есть любимые педагогические приемы и методики, возможно, лайфхаки? МЭШ используете на уроках?
— Лайфхаки люблю применять, когда готовимся с детьми к ОГЭ и ЕГЭ. За время работы репетитором получилось разработать разные подходы к решению задач, которые сокращают время на их решение, а иногда позволяют получить ответ, даже не углубляясь в тему. Тем не менее, рассказываю лайфхаки только после того, как ребенок изучил данную тему и самостоятельно может уже решить такое задание.
МЭШ использую на уроках, так как бывают очень хорошо разработанные сценарии, и даю ребятам домой, чтобы они повторно ознакомились с материалом. Очень приятно, когда разбираем тему, по которой в МЭШ есть мой видеоурок — тогда обязательно рекомендую обучающимся дома еще раз с ним ознакомиться.
— Вы писали: «В нашей школе мы уделяем особое внимание преемственности обучения, чтобы ребенок пришел в детский сад и доучился в одном образовательном учреждении до 11-го класса». В чем важность такой преемственности?
— Если ребенок на протяжении всего своего обучения остается в одной организации, значит, он принимает ее ценности. Для родителей и ребенка понятно, как устроены система и образовательный процесс. Скорее всего, это учебное заведение рядом с домом, и туда очень удобно добираться. Кроме того, такая преемственность помогает развивать бренд нашей образовательной организации, и «реклама» из рук в руки начинает работать сама.
— Вы стали победителем конкурса «Педагоги года Москвы» в направлении «Учитель-лидер» номинации «Педагогический старт». Расскажите о своем конкурсном проекте.
— Проект подразумевает создание преемственности в образовательной организации благодаря расширению направлений образовательной деятельности, то есть открытие классов по новым направлениям и организация новых занятий дополнительного образования. Также планируются мероприятия, которые будем реализовывать для жителей Тверского района. Учителя вместе с учениками разрабатывают и проводят квесты, квизы, спортивные игры, экскурсии, спектакли и многое другое. Нам важно, чтобы о нашей школе знали. Например, дошкольники из детского сада смогут с родителями сходить на спектакль в школу, и если им понравится, то дальше вопрос о переходе в 1-й класс станет решенным.
Планируем реорганизацию дней открытых дверей и проведение уроков преемственности, когда учителя 1-х классов приходят к дошкольникам в детский сад, а учителя по основным предметам в 5-м классе идут по классам начальной школы. Целостная работа с детьми позволит создать из нашей школы № 1574 центр притяжения в районе для всех групп граждан, поэтому мы используем уже имеющийся наш опыт, но стараемся его модернизировать, чтобы достичь больших успехов в этом направлении.
— Мы беседовали со многими учителями с весьма экстремальными увлечениями. Ваше хобби — катание на водном мотоцикле. Как думаете, зачем педагогам дополнительные источники адреналина?:)
— У педагога может накапливаться некоторая отрицательная энергия, так как в нашей работе много стресса. От этого надо избавляться. Для меня катание на гидроцикле — отличный способ вывести лишний адреналин. Все-таки когда рассекаешь водную гладь и не боишься скорости, можешь спокойно выжимать педаль газа и мчаться вперед — это великолепно.
— Какими в будущем вы бы хотели видеть своих повзрослевших учеников?
— В первую очередь мечтаю о том, чтобы мои ребята выросли порядочными людьми, уважали окружающих и самих себя. Стараюсь всегда уделять время воспитанию и объяснять, что и почему. Это поможет во взрослой жизни, особенно если кто-то из них окажется на моем месте. А еще я работаю с кадетами ФСО и надеюсь, что те из них, кто выберут службу, станут достойными защитниками нашей страны.
Интервью подготовила Ирина Калашникова
Теги
интервью19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики