Павел Панкин: «Необходимо говорить с подрастающим поколением серьезно о серьезном»

30 декабря 2022

#ЧеловекУчитель

Павел Панкин: «Необходимо говорить с подрастающим поколением серьезно о серьезном»

Разговор о важном с учителем истории школы № 1741 Павлом Панкиным.

— Павел Павлович, в этом учебном году появилось много нового. Зачем, по вашему мнению, современным школьником необходимы «Разговоры о важном»?

— Темы «Разговоров о важном» касаются совершенно разных аспектов: праздников, выдающихся личностей, отношения к нашим ценностям. Обо всем этом нередко упоминается на уроках. Возьмем, к примеру, Менделеева. О нем говорят преимущественно как о создателе периодической системы. И все же, если говорить о человеке более глубоко и подробно, есть возможность понять Менделеева как личность куда более широкую, чем просто химик, как человека, который сделал многое на благо страны. Необходимо говорить с подрастающим поколением серьезно о серьезном. Человек обязан взрослеть не только в плане роста, важно, чтобы это взросление касалось человеческих души, сердца. Дело это нужное.

— Темы разговоров часто связаны с историей, как вы оцениваете выбор тем и их содержание?

— Здесь более широкий подход. Как мы говорим, культурный контекст. Вспомним того же Менделеева. Когда школьник выходит из школы, он в первую очередь помнит, что Менделеев — это химик. А на самом деле он был еще и философом. У него есть потрясающий труд о развитии России, оценке ее возможного потенциала. Беда в том, что его вовремя не прочитали и не приняли во внимание.

Циолковский — это не только калужский мечтатель. Кто учит женщин физике? А девушки были в него очень влюблены, любили его предмет, потому что он был философом, потому что он по-хорошему был мечтателем. Я уверен, что, если бы у нас не было Циолковского, мы бы не полетели первыми в космос. Дело не в теории, а в таком философском течении, как русский космизм, мы понимали необходимость этого. И вот объяснять эту связь тоже необходимо. Люди, которые потом строили ракеты и создавали космическую отрасль, понимали космос как ценность, как нужность, как полезность. Поэтому мы первыми полетели, несмотря на все трудности!

Такие темы — это шире, чем имя в истории. Это имя в истории страны. Понимаете? Вот есть сейчас хорошие идеи, которые работают на разных площадках. Я знаю, например, есть сейчас проект «Имя России», когда не просто рассказывают о деятельности каких-то персонажей, их судьбе, а объясняют, почему они столь важны для нас, для истории России. Вот это важно! И интересно! И если школьники за время «Разговоров о важном» ознакомятся с яркими героями, событиями, персонажами, то, не говорю, что сразу (сразу в педагогике ничего не бывает), со временем они к этому будут относиться серьезно. А серьезность означает, что они будут задумываться. А когда задумаются, то есть шанс, что найдут ответы на самые сложные вопросы. На мой взгляд, такие беседы, уроки — это шаг к взрослению, шаг к серьезности.

— Можно ли уже оценивать эффект от «Разговоров о важном»?

— Я скажу так: «Служенье муз не терпит суеты». Сколько прошло уроков? 10? Можно ли за 400 минут что-то серьезно изменить в человеке? В лучшем случае можно заставить его задуматься. Надо, чтобы все в этом принимали участие. Это, кстати, ответ на вопрос, почему в понедельник на первом уроке, а не когда-нибудь по желанию на восьмом. Я был в разных классах на этих уроках, когда заменял болеющих классных руководителей, и видел заинтересованность в глазах детей.

— Какой совет вы бы дали коллегам, которые ведут «Разговоры о важном» каждый понедельник?

— Отвечу цитатой Окуджавы: «Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба»!

Дарья Богданова, ученица медиакласса, юнкор медиацентра школы № 1741

Источник: УГ

Теги

интервью
Больше публикаций