23 августа 2022
#ЧеловекУчитель 1-4 классы 10-11 классы 5-9 классы«История повторяется, потому что не хватает историков с фантазией», — писал Станислав Ежи Лец. У учителя истории и обществознания Школы «Зеленый город» (ГБОУ Школа № 854) Александра Оджо с фантазией все очень хорошо. Он призер конкурса «Педагог года Москвы» в номинации «Педагогический старт», участник проекта «Медиавертикаль», а еще — успешный блогер, чьи костюмированные видеоролики с короткими рассказами об исторических событиях набирают десятки тысяч просмотров.
— Что повлияло на выбор профессии? Почему именно история и обществознание?
— Я стал учителем благодаря концерту духовной музыки — свои песни исполнял священник Дмитрий Ульянов. Дело было в 11 классе, и я стоял на перепутье профессионального выбора. На концерте Дмитрий сказал, что профессия должна помогать людям. И мой выбор пал на преподавание. История тогда не входила в сферу моих интересов, но тут сыграло свою роль обществознание. А как обществознание без истории? Поэтому начал учить и полюбил эту великолепную науку о прошлом человечества.
— Помните свой самый первый урок? Страшно было?
— Уроки я начал вести в 11 классе, часто подменял учителей или помогал во время «дней самоуправления». Вел кружки и проводил много времени с ребятами. Однако настоящий страх пришел на первом уроке, когда я проходил практику на старших курсах. Первые уроки я вел, не слыша детей, от переживаний закладывало уши и пробивал холодный пот. Потом вжился в роль, нашел контакт, пошла совсем другая работа.
— Как пришла идея с переодеванием в костюмы разных эпох? Какова реакция детей, когда они впервые попадают на такие уроки?
— Идея с переодеваниями и костюмами пришла еще на занятиях по методике преподавания истории на третьем курсе. Наши преподаватели, в том числе и профессор Марина Владимировна Короткова, говорили нам, что главная проблема — ученики не могут историю пощупать, почувствовать ее, а зря. Какие-то из костюмов я делаю своими руками, помогает школьный театр, друзья, знакомые, коллеги. Однажды костюм пришел из далекого Казахстана. Моя подписчица делала его для своей семьи, а после маскарада захотела поделиться им со мною. Эффект на уроках, конечно, классный. Ребята начинают подыгрывать, вживаться в свои роли, применять свои знания об историческом периоде. Поэтому в будущем году вместе с театральными педагогами хотим попробовать поставить сценки по историческим событиям, где будут играть сами ребята. Хочется, чтобы они переодевались в костюмы и чувствовали эпохи. Так и на целый спектакль наберем.
— В своем блоге вы рассказывали, как ваши ученики работают с газетами прошлых лет в качестве источников. Какие еще приемы и методы используете?
— Да, я работаю в медиаклассах, поэтому в какой-то момент передо мной встал вопрос применения истории в медиадеятельности. Потом я понял, что, вообще-то, медиадеятельность уже давно применяется на уроках истории. Чтобы сделать классный контент, нужно посмотреть, что люди делали раньше. Так мы осознали важность газет. По поводу приемов — их всегда сложно выделить, но хочется отметить создание инфографик. Очень интересно наглядно и понятно представлять тему самостоятельно, с большим количеством цветов, данных, блоков. Их можно делать как своими руками, так и в электронном виде. Сразу проявляются интересные связи, следствия, причины и обстоятельства, инфографики позволяют лучше воспринимать информацию.
— Как относятся к истории современные дети? Слышите ли от них интересные интерпретации известных исторических фактов?
— Современные ученики очень любят историю, она по-настоящему интересует ребят. Многие приносят интересные интерпретации фактов, событий, мнений из социальных сетей, хотят это обсудить, выдвигают свои точки зрения. Конечно из-за большого количества неконтролируемой информации иной раз ребята высказывают чью-то искаженную позицию, от которой могут волосы встать дыбом, но спокойная аргументация и демонстрация фактов позволяют избежать ошибок в понимании учеников. К счастью, ребята идут на контакт и хотят узнавать больше о том, что они увидели или прочитали в сети. В связи с этим, мы, учителя, можем создавать полезный контент в социальных сетях, оттуда ученики берут материал охотнее, чем из учебника
— Есть любимый исторический анекдот?
— Ооо, анекдоты — это по-настоящему моя страсть. Их много, но расскажу один, чтобы не растрачивать весь запас перед новым учебным годом. Приходит Нострадамус к маме и спрашивает: «Мама, а что у нас сегодня будет на обед?». А она ему отвечает: «Можно подумать, что ты не знаешь!»
— Расскажите о своей работе в медиаклассах. Насколько тесно связаны история и журналистика, по вашему мнению?
— Да, медиаклассы я уже упомянул, но хочется говорить о них все больше и больше, потому что проект действительно очень интересный, полезный в современных реалиях. В этом направлении без истории и обществознания никуда. Откуда идет информация? Конечно, зачастую ее порождает само общество, мы не можем представить современную медиасферу в отрыве от людей, поэтому необходимо знать о них больше. Обществознание — это предмет больше про кругозор, про социальный опыт, который может быть получен только в деятельности, в том числе и медиа. А как вы можете представить журналиста без понимания основных механизмов развития общества, знания взаимосвязей, структур социальных групп?.. Этот список можно продолжать бесконечно.
История — важнейший предмет для медиаклассов. Мы часто работаем с источниками, не только с текстовыми. В старших классах это и аудиоисточники, и видео, и фото. Отправились на экскурсию в музей или комплекс под открытым небом — это уже материал для тренировки, исследования, создания медиапродукта. История позволяет найти свой путь в море информации — словно свет маяка. Историческое знание об источнике, умение работать с ним позволит выпускнику отбирать ценные сведения и не вестись на провокации.
— Вы стали призером конкурса «Педагог года Москвы» в номинации «Педагогический старт». Интересно было участвовать? Сложно? Какой новый опыт получили благодаря участию?
— Я очень люблю участвовать в конкурсах, это настоящая точка роста. В рамках моей номинации мы делали видеоролики, проводили самостоятельно педагогический совет, представляли свой управленческий проект (у меня это были «Медиаклассные соцсети» — чемпионат по участию учеников в ведении страниц школы) и, конечно же, актуальный разговор с заместителем директора Корпоративного университета Екатериной Мисожниковой. В прошлом году я участвовал в подобном конкурсе, тогда он назывался «Молодые педагоги — московскому образованию». Дошел до финала, но кризис в работе и, думаю, небольшое выгорание, выбили меня из колеи. Я просто бросил участие. В этом году я восстановился и рад тому, что дошел до конца. Для меня это было очень важно.
— Каковы ваши планы на будущее? Есть ли новые идеи?
— На ближайшее будущее, то есть на это лето, у меня в планах передохну́ть и поучиться в Профсоюзной школе молодого педагога «Новый вектор». Там у нас будет тема, связанная с игровыми технологиями, очень хочу прокачаться в этом направлении, а также завязать тесные педагогические связи с коллегами из разных округов столицы. Это, кстати, очень помогает! Если смотреть глобальнее, хочется продолжать работать учителем истории в школе № 854, на будущий год меня ждет мой 7 класс «Медиавертикали». Хочу вместе с ребятами усиленно участвовать в конференциях, конкурсах и олимпиадах. К примеру, «Музеи. Парки. Усадьбы» — эта высота нам еще не покорялась.
Интервью подготовила Ирина Калашникова
Теги
интервью19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики