Александр Оджо: историк с фантазией

23 августа 2022

#ЧеловекУчитель 1-4 классы 10-11 классы 5-9 классы

Александр Оджо: историк с фантазией

«История повторяется, потому что не хватает историков с фантазией», — писал Станислав Ежи Лец. У учителя истории и обществознания Школы «Зеленый город» (ГБОУ Школа № 854) Александра Оджо с фантазией все очень хорошо. Он призер конкурса «Педагог года Москвы» в номинации «Педагогический старт», участник проекта «Медиавертикаль», а еще — успешный блогер, чьи костюмированные видеоролики с короткими рассказами об исторических событиях набирают десятки тысяч просмотров.

— Что повлияло на выбор профессии? Почему именно история и обществознание?

— Я стал учителем благодаря концерту духовной музыки  свои песни исполнял священник Дмитрий Ульянов. Дело было в 11 классе, и я стоял на перепутье профессионального выбора. На концерте Дмитрий сказал, что профессия должна помогать людям. И мой выбор пал на преподавание. История тогда не входила в сферу моих интересов, но тут сыграло свою роль обществознание. А как обществознание без истории? Поэтому начал учить и полюбил эту великолепную науку о прошлом человечества.

— Помните свой самый первый урок? Страшно было?

— Уроки я начал вести в 11 классе, часто подменял учителей или помогал во время «дней самоуправления». Вел кружки и проводил много времени с ребятами. Однако настоящий страх пришел на первом уроке, когда я проходил практику на старших курсах. Первые уроки я вел, не слыша детей, от переживаний закладывало уши и пробивал холодный пот. Потом вжился в роль, нашел контакт, пошла совсем другая работа.

— Как пришла идея с переодеванием в костюмы разных эпох? Какова реакция детей, когда они впервые попадают на такие уроки?

— Идея с переодеваниями и костюмами пришла еще на занятиях по методике преподавания истории на третьем курсе. Наши преподаватели, в том числе и профессор Марина Владимировна Короткова, говорили нам, что главная проблема  ученики не могут историю пощупать, почувствовать ее, а зря. Какие-то из костюмов я делаю своими руками, помогает школьный театр, друзья, знакомые, коллеги. Однажды костюм пришел из далекого Казахстана. Моя подписчица делала его для своей семьи, а после маскарада захотела поделиться им со мною. Эффект на уроках, конечно, классный. Ребята начинают подыгрывать, вживаться в свои роли, применять свои знания об историческом периоде. Поэтому в будущем году вместе с театральными педагогами хотим попробовать поставить сценки по историческим событиям, где будут играть сами ребята. Хочется, чтобы они переодевались в костюмы и чувствовали эпохи. Так и на целый спектакль наберем.

— В своем блоге вы рассказывали, как ваши ученики работают с газетами прошлых лет в качестве источников. Какие еще приемы и методы используете?

— Да, я работаю в медиаклассах, поэтому в какой-то момент передо мной встал вопрос применения истории в медиадеятельности. Потом я понял, что, вообще-то, медиадеятельность уже давно применяется на уроках истории. Чтобы сделать классный контент, нужно посмотреть, что люди делали раньше. Так мы осознали важность газет. По поводу приемов  их всегда сложно выделить, но хочется отметить создание инфографик. Очень интересно наглядно и понятно представлять тему самостоятельно, с большим количеством цветов, данных, блоков. Их можно делать как своими руками, так и в электронном виде. Сразу проявляются интересные связи, следствия, причины и обстоятельства, инфографики позволяют лучше воспринимать информацию.

— Как относятся к истории современные дети? Слышите ли от них интересные интерпретации известных исторических фактов?

— Современные ученики очень любят историю, она по-настоящему интересует ребят. Многие приносят интересные интерпретации фактов, событий, мнений из социальных сетей, хотят это обсудить, выдвигают свои точки зрения. Конечно из-за большого количества неконтролируемой информации иной раз ребята высказывают чью-то искаженную позицию, от которой могут волосы встать дыбом, но спокойная аргументация и демонстрация фактов позволяют избежать ошибок в понимании учеников. К счастью, ребята идут на контакт и хотят узнавать больше о том, что они увидели или прочитали в сети. В связи с этим, мы, учителя, можем создавать полезный контент в социальных сетях, оттуда ученики берут материал охотнее, чем из учебника

— Есть любимый исторический анекдот?

— Ооо, анекдоты  это по-настоящему моя страсть. Их много, но расскажу один, чтобы не растрачивать весь запас перед новым учебным годом. Приходит Нострадамус к маме и спрашивает: «Мама, а что у нас сегодня будет на обед?». А она ему отвечает: «Можно подумать, что ты не знаешь!»

— Расскажите о своей работе в медиаклассах. Насколько тесно связаны история и журналистика, по вашему мнению?

— Да, медиаклассы я уже упомянул, но хочется говорить о них все больше и больше, потому что проект действительно очень интересный, полезный в современных реалиях. В этом направлении без истории и обществознания никуда. Откуда идет информация? Конечно, зачастую ее порождает само общество, мы не можем представить современную медиасферу в отрыве от людей, поэтому необходимо знать о них больше. Обществознание  это предмет больше про кругозор, про социальный опыт, который может быть получен только в деятельности, в том числе и медиа. А как вы можете представить журналиста без понимания основных механизмов развития общества, знания взаимосвязей, структур социальных групп?.. Этот список можно продолжать бесконечно.

История  важнейший предмет для медиаклассов. Мы часто работаем с источниками, не только с текстовыми. В старших классах это и аудиоисточники, и видео, и фото. Отправились на экскурсию в музей или комплекс под открытым небом  это уже материал для тренировки, исследования, создания медиапродукта. История позволяет найти свой путь в море информации  словно свет маяка. Историческое знание об источнике, умение работать с ним позволит выпускнику отбирать ценные сведения и не вестись на провокации.

— Вы стали призером конкурса «Педагог года Москвы» в номинации «Педагогический старт». Интересно было участвовать? Сложно? Какой новый опыт получили благодаря участию?

— Я очень люблю участвовать в конкурсах, это настоящая точка роста. В рамках моей номинации мы делали видеоролики, проводили самостоятельно педагогический совет, представляли свой управленческий проект (у меня это были «Медиаклассные соцсети»  чемпионат по участию учеников в ведении страниц школы) и, конечно же, актуальный разговор с заместителем директора Корпоративного университета Екатериной Мисожниковой. В прошлом году я участвовал в подобном конкурсе, тогда он назывался «Молодые педагоги  московскому образованию». Дошел до финала, но кризис в работе и, думаю, небольшое выгорание, выбили меня из колеи. Я просто бросил участие. В этом году я восстановился и рад тому, что дошел до конца. Для меня это было очень важно.

— Каковы ваши планы на будущее? Есть ли новые идеи?

— На ближайшее будущее, то есть на это лето, у меня в планах передохну́ть и поучиться в Профсоюзной школе молодого педагога «Новый вектор». Там у нас будет тема, связанная с игровыми технологиями, очень хочу прокачаться в этом направлении, а также завязать тесные педагогические связи с коллегами из разных округов столицы. Это, кстати, очень помогает! Если смотреть глобальнее, хочется продолжать работать учителем истории в школе № 854, на будущий год меня ждет мой 7 класс «Медиавертикали». Хочу вместе с ребятами усиленно участвовать в конференциях, конкурсах и олимпиадах. К примеру, «Музеи. Парки. Усадьбы»  эта высота нам еще не покорялась.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций