Александр Степанов: «Идеальный урок тот, в котором я участвую минимально»

21 октября 2022

#ЧеловекУчитель

Александр Степанов: «Идеальный урок тот, в котором я участвую минимально»

Учитель информатики и робототехники школы им. В.В. Маяковского рассказал о своем пути в педагогику, о важности дидактики и о том, какими он видит своих учеников в будущем.

— Помните, в какой момент вы твердо решили стать педагогом?

— В педагогический я поступал не потому, что собирался быть учителем. Большое спасибо преподавателю, который привел нас на день открытых дверей на свой факультет. А там изучали редактирование изображений, видео, программирование, очень много было связано с компьютерами и электроникой. Все это мне очень нравилось, я захотел поступить именно в этот университет, на этот факультет. В школу я пошел работать на втором курсе. Но даже тогда я думал, что это на время. А уже на третьем курсе другой преподаватель сосватал меня в учебное заведение, где директором была выпускница нашего же факультета. И вот благодаря именно этим людям я стал учителем. Они поддерживали, давали советы. Три года меня за ручку водили.

— Были ли смешные моменты в период вашего обучения или практики?

— У нас на факультете был предмет «Деревообработка». Мы с ребятами делали настольный футбол — знаете, такой, где нужно вращать фигурки футболистов. И вот у нас все было готово — и футболисты, и поле, и мячи. Отлично все получилось! Не хватало только одной, но очень важной, детали — тонких стальных прутьев, на которые крепятся вращающиеся фигурки. Где бы их раздобыть?.. И вот мы смотрим в окно — а там прекрасный забор из прутьев как раз нужной нам толщины. Долго мы не раздумывали. Взяли ножовку по металлу, масленку и пошли добывать. Только приступили, как из здания факультета с криками выбежал наш завхоз: «Снова спиливают! Новый забор вот только поставили же! Прежний спилили весь, и этот теперь пилят! Прекратите немедленно!». Пилить мы, конечно же, перестали. Но поняли, где старшие курсы «добывали» прутья для своих изделий.

— Самый первый урок — каким он был?

— Я второкурсник, урок в пятом классе. Вокруг станки, молотки, выжигатели и прочий инструмент из кабинета технологии. И у меня в классе мальчики, только мальчики. И мне их нужно научить с этими опасными предметами работать. Страшно было. Но все обошлось, все вышли из кабинета целыми и невредимыми.

— Какие напутствия вы бы дали себе тогдашнему сейчас, с высоты своего опыта?

— Больше уделяй внимания методике и дидактике, побольше изучай подростковую психологию, чтобы не пришлось потом это делать ночами. И, да, начертить большой чертеж на формате А0 за ночь невозможно!

— Современные дети — какие они?

— Нормальные. Вот просто — нормальные. Как все дети во все времена. Любопытные, изучающие, проверяющие границы. Только у них теперь больше возможностей. И доступ к информационному пространству всего мира.

— Отличаются ли они от детей вашего поколения?

— Отличаются. У них меньше опасных увлечений. И слава богу!

— Как вы готовитесь к урокам?

— Я актуализирую свои знания. Изучаю, как меняется моя предметная область, что в ней появляется нового. А еще, чтобы быть на одной волне с ребятами, интересуюсь новыми «мемасиками» с надеждой применить их на уроке, — но это необязательно, такой конкретной задачи нет.

— Есть ли какие-то приемы или даже секреты, как удержать внимание ребят, как заинтересовать предметом?

— Мне, наверное, проще, чем другим предметникам. Я, например, робота запустил и спросил: «Хотите знать, как такое самому сделать?» Большинство хочет.

— Как вы относитесь к новым технологиям в учебном процессе? Что сами используете? Какой эффект наблюдаете?

— О, я фанат новых технологий. Я люблю их использовать, да и предмет обязывает. Но моя любимая тема — это облачные сервисы. Они позволяют организовать процесс обучения в любой точке мира, нужны только интернет и устройство, с помощью которого ты зайдешь на образовательную платформу.

— Впечатляли ли вас ваши ученики? Были ли у них озарения или открытия на ваших уроках?

— Я очень радуюсь, когда они сами доходят до решений. Да, есть готовые решения, и их можно использовать. Но когда есть глубокое понимание взаимосвязей и принципов, то качество знаний и умений выходит на новый уровень.

— Что такое идеальный урок? Возможен ли он в реальной ситуации?

— Для меня идеальный урок — тот, в котором я участвую минимально. То есть дети работают, рассуждают, исследуют, а я лишь помогаю им на этом пути, иногда подсказываю.

— Какими вы бы хотели видеть ваших учеников, когда они станут взрослыми?

— Пусть они будут просто счастливыми.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций