Александра Семина: «Ученики называют меня волшебницей»

15 августа 2022

#ЧеловекУчитель 1-4 классы 10-11 классы 5-9 классы

Александра Семина: «Ученики называют меня волшебницей»

Детям должно быть хорошо в школе, уверена Александра Семина — учитель начальных классов, успешный блогер и автор проекта «Мастерская счастливого учителя». Мы поговорили с Александрой о том, почему урок должен выходить за рамки классной комнаты, как выстроить экологичные отношения с родителями и в чем ценность учительских блогов.

— Счастливый учитель  какой он и как им стать?

— Счастье — философское понятие. Все хотят быть счастливыми, но каждый вкладывает в это что-то свое. Я думаю, что счастливый учитель — этот тот человек, который каждое утро с удовольствием приходит к детям. Он понимает все трудности своей профессии и умеет с ними справляться. Как сказал С.Л. Соловейчик: «Каждому педагогу искренне пожелал бы подняться до такого высокого класса, когда учение и воспитание детей становится радостным и легким делом!». Счастливый учитель — это учитель высокого класса, которым еще нужно стать.

— Как вы решили стать учителем? Почему именно начальные классы?

— Я никогда не видела себя в школе и университет выбрала случайно. Подумала, что учитель начальных классов — это такая специальность, которая открывает дорогу куда угодно. И, действительно, в университете нас обучали всему: от игры на фортепиано, высшей математики, возрастной анатомии до измерения скорости течения ручья в парке Коломенское и сбора гербария. И в школу тоже попала случайно. Я работала в театре, но однажды, проходя мимо школы, просто зашла и не смогла выйти. Так и осталась там уже на десять лет.

— Учитель начальных классов для детей  он кто? Второй родитель, друг, наставник? Какое определение вам ближе и почему?

— Я не очень люблю, когда про учителя говорят «вторая мама». Мама в жизни одна, у каждого своя. Мне нравится быть для своих учеников «близким взрослым», которому хочется доверять. Признаюсь, что у меня установлены все модные детские игрушки на телефон, чтобы быть в курсе того, о чем дети говорят на переменах. Но в то же время ребята уважают наши школьные правила и никогда не переходят границы допустимого общения. У нас дружный коллектив.

— Что такое дружный класс? Что может сделать первый учитель, чтобы эта дружба возникла в его классе и пронеслась через десятилетия?

— Детям должно быть хорошо в школе. Для этого есть вещи, которые учитель делать должен обязательно и, наоборот, которые делать нельзя ни в коем случае. Например, для меня недопустима критика ребенка при всем классе и игнорирование детских конфликтов. Детей нужно учить выражать свою точку зрения, говорить о том, что они чувствуют. Ведь это маленький человек, которому очень нужна помощь! Для того, чтобы класс был дружным, нужна серьезная работа классного руководителя. А это уже целый комплекс мер и огромный пласт работы, для которого потребуется отдельное интервью.

— Есть любимые педагогические приемы?

— Да, конечно. Думаю, что у каждого педагога рано или поздно появляется свой стиль. Я свой уже нашла. Ученики называют меня волшебницей, потому что знают, что у меня всегда приготовлено для них что-то этакое. Я люблю удивлять детей. Хотя современное поколение детей удивить довольно непросто. Мне нравится, когда урок выходит за пределы классной комнаты. Люблю, когда дети уходят домой с удивленными глазами и потом продолжают самостоятельно изучать то, о чем мы говорили в школе. Считаю такой результат одной из высших ступеней педагогического мастерства.

— Получаете обратную связь от ребят после уроков? После выпусков? Что больше всего запомнилось?

— Каждый учебный день. Я бережно храню в сердце каждую записочку, отрывки из первых сочинений, сообщения от родителей. Очень сложно выделить что-то одно. Например, однажды мне пришлось оставить свой первый набор детей по семейным обстоятельствам. Ситуация произошла в середине года. Администрация и родители меня не поняли тогда, но дети… Дети отреагировали совсем иначе.

Один ученик написал мне записку, в которой был примерно такой текст: «У многих ребят в нашем классе есть мечты. У вас тоже есть. И я вас очень понимаю». Получить от маленького ребенка такие слова — это удивительно! А недавно одна мама после родительского собрания написала мне сообщение: «Спасибо, что каждый раз возвращаете мне меня». Я прочитала и расплакалась.

Это так прекрасно, когда мысль одного сердца отзывается в другом! В нашей работе просто необходима обратная связь. Многим коллегам я рекомендую сохранять хорошие слова в отдельный альбом и пересматривать его в непростые моменты. Это очень заряжает.

— В своей «Мастерской счастливого учителя» вы рассказываете коллегам в том числе и о том, как выстроить экологичные отношения с родителями. Поделитесь основными принципами?

— Главный принцип заключен в одной из библейских заповедей, которая говорит о том, что нужно любить своего ближнего. Как только педагог понимает, что родителей своего класса нужно если уж не полюбить, то хотя бы постараться понять, то все будет складываться гармонично. Фишек, приемов, методов по общению с родителями сейчас бесконечное множество, но все они не дадут результата, если не поработать с собой.

— Вы входите в десятку лучших педагогов-блогеров. А как все начиналось?

— Я начала писать о школе еще тогда, когда вообще никто не говорил об учителях-блогерах. Просто я очень любила школу, меня переполняли эмоции от того, что происходит в моей жизни. И я начала писать. Думаю, получилось неплохо.

— В чем ценность именно учительских блогов?

— Я обожаю учительские блоги. Думаю, что школа должна быть максимально открытой, тогда и конфликтов будет меньше. Родители, дети и учителя будут лучше друг друга понимать. Искренне рекомендую учителям вести свои профессиональные странички. Совсем не обязательно тратить на это много времени и набирать сотни подписчиков. Можно просто обозначить круг своих профессиональных интересов и рассказывать о школьной жизни. Учителя — очень интересные люди. И мне жаль, что мы так мало о них знаем.

— Какими взрослыми вы бы хотели видеть своих выпускников?

— Такой хороший вопрос! Думаю, что можно записать его в своем ежедневнике, чтобы в суете школьных дней не забывать о самом главном. Мне бы хотелось, чтобы ребята не потеряли своей детской способности мечтать, чтобы были добрыми, честными и верили в себя. Пожалуй, это самое главное.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций