Антон Константинов: «Без иностранного языка человек замыкается в себе и зацикливается на собственной идентичности»

30 сентября 2022

#ЧеловекУчитель

Антон Константинов: «Без иностранного языка человек замыкается в себе и зацикливается на собственной идентичности»

Антон Константинов преподает английский язык в школе № 1347. Мы поговорили с ним о том, всем ли доступно освоение иностранных языков, как заинтересовать учеников научным проектом и в чем важность способности мыслить критически.

— Почему вы решили стать учителем? Что повлияло на ваш выбор?

— Я с детства увлекался иностранными языками, мечтал стать переводчиком и много путешествовать. Когда пришло время поступать в университет, не сомневался, что выберу факультет иностранных языков. На первом курсе я учился на филолога (по профилю зарубежная литература и переводоведение), попутно занимаясь репетиторством со школьниками. Думаю, что это нормально, когда человек в процессе обучения понимает, какая область ему ближе. Поэтому я решил сменить профиль обучения на педагогический — мы продолжали углубленно изучать иностранные языки и лингвистику, но добавились такие дисциплины, как педагогика и методика преподавания.

— Вы относительно недавно закончили вуз, и наверняка еще свежи впечатления об учебе. Что чаще всего вспоминается?

— Я благодарен своему университету за приобретенные навыки и возможность поучиться у ярких и талантливых преподавателей, настоящих ученых, чьи исследования ложатся в основу современных научных достижений. В этом году я принял решение продолжить обучение в магистратуре и поступить на родной факультет иностранных языков МПГУ.

Я думаю, что наиболее ярким воспоминанием университетского времени стали лекции профессора Марии Дмитриевны Резвецовой. К сожалению, в прошлом году она скончалась на 89-м году жизни, и это стало по-настоящему невосполнимой утратой не только для нашего института, но и для всей лингвистики. Мария Дмитриевна преподавала нам древнеанглийский язык и лексический аспект современного английского языка. Она была человеком невероятных, я бы сказал, энциклопедических знаний. Мария Дмитриевна навсегда привила мне любовь и трепетное отношение к слову, показала пример настоящего Учителя и Ученого с большой буквы.

— Как прошел ваш первый урок?

— Как и у большинства коллег, основными эмоциями были волнение, страх, мысли о том, ту ли профессию ты выбрал… По расписанию первым уроком было занятие в 5-м классе, а вторым — в 11-м. Совершенно разные по возрасту дети, разная атмосфера. Звенит звонок. Десяток пар глаз с любопытством разглядывают тебя, дети ловят каждое твое слово.

Оглядываясь назад, думаю, что все прошло хорошо: ребятам разных возрастов было со мной комфортно, потому что я понимал, о чем они говорят и чем интересуются. А мне нравилось работать, наконец, не в качестве практиканта, а в качестве молодого специалиста. Вспоминается, что уроки в первые дни проходили безумно быстро — как будто только прозвенел звонок, и вот уже дети впопыхах уносятся в столовую. Я думаю, что мой опыт вхождения в профессию не сильно отличается от того, что испытывают все вчерашние выпускники педагогических вузов.

— Есть мнение, что освоение иностранных языков доступно не всем: у кого-то есть склонности, а у кого-то нет. Что вы думаете по этому поводу?

Это сложный вопрос. Ученые еще не пришли к однозначному выводу на этот счет. Опираясь на свои наблюдения, могу сказать, что у некоторых детей действительно зачастую получается схватывать на лету весь языковой материал, в то время как их сверстники с трудом успевают запоминать и вводить в речь новые слова и грамматические конструкции. Тем не менее в современной методике преподавания иностранных языков ведущая роль в обучении отводится коммуникативному подходу, в рамках которого на первое место выходит живое общение с преподавателем и сверстниками. Чтобы заговорить на иностранном языке, человеку должно быть интересно использовать его. Нужно создавать такую обстановку на уроке, при которой дети ощущали бы необходимость и способность использовать иностранный язык.

— Есть ли у вас любимые приемы и методики? На ваших уроках можно говорить только на английском?

— В прошлом учебном году мне удалось, на мой взгляд, успешно применить метод проектов в преподавании английского языка. Эта работа начиналась с небольших исследовательских проектов на экологические темы, а закончилась призовым местом на городском конкурсе исследовательских работ! Безусловно, на моих уроках ребята могут общаться на русском языке. Да хоть на китайском! Мне кажется, что одна из основных задач учителя иностранного языка состоит в том, чтобы создавать на своих занятиях такие речевые ситуации, при которых ребята будут вынуждены изучать и совершенствовать язык, чтобы быть понятыми, ясно доносить свои мысли и эффективно решать коммуникативные задачи.

— Вы написали статью в научный журнал на основании проекта, созданного вместе с учениками. В чем суть этого проекта?

— В прошлом году мы с ребятами решили поучаствовать в конкурсе экологических проектов на иностранных языках от Городского методического центра. На этапе планирования работы стало ясно, что для победы или призового места в конкурсе нужно придумать что-то неординарное, создать такой проект, в который было бы интересно погрузиться, а не просто бегло просмотреть его «для галочки». И вот после нескольких дней раздумий и совместного мозгового штурма мои восьмиклассники подают идею создать медиапродукт — интерактивный сайт и проморолик к нему, ведь чтобы продвинуть идею или проект, нужно грамотно и современно представить его целевой аудитории — все как в реальной жизни!

Мы распределили зоны ответственности в команде и приступили к работе. Мысль о методической ценности и эффективности такого формата посетила меня, когда ребята начали готовить первые материалы, которые нужно было отсматривать и вместе обсуждать. Для этого мы не собирались каждый раз в классе после уроков, а создали облачное хранилище файлов и общий чат, что позволило каждому работать в своем темпе и опираться только на дедлайны.

Собственно, увидеть результат нашей работы можно на сайте ecoteam1347.tilda.ws, а методическое описание сути и хода работы представлены в моей статье в Евразийском научном журнале. Я безумно горд своими учениками, вместе с ними мне удалось в очередной раз убедиться, каких высот можно достичь, работая в команде, и сколько нового можно узнать, если искренне интересоваться увлечениями других людей.

— Ребята ощутили важность своего соавторства в научной публикации? Возникли ли у вас новые идеи совместных проектов?

— Активно работать над написанием статьи я начал, когда были опубликованы результаты конкурса, в котором мы заняли призовое место. Дети были очень вдохновлены, когда получили свои сертификаты призеров. Сегодня многие из них уже активно планируют свою образовательную траекторию и собирают портфолио для поступления в вузы или колледжи.

Написание научной работы — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, я сам приступал к нему, освежая в памяти советы своих научных руководителей из университета. Несмотря на это, мои ученики помогали в описании хода практической части нашей работы, мы вместе формулировали методологию и ресурсы, использованные в ходе нашего исследования. Я думаю, что такой опыт будет полезен, когда они начнут писать свои первые научные работы в университетах и колледжах.

В этом году наша команда решила глубже погрузиться в экологическое исследование и развить наш медиапроект. Интерес к работе проявили учителя и обучающиеся естественно-научных вертикалей школы, которые вместе с нами будут проводить исследования почвы, воды и загрязненности воздуха. Мы планируем представить результаты проведенной работы на конференции «Наука для жизни» в этом учебном году. Мне кажется, что именно таким образом научно-педагогическое сообщество может наиболее эффективно реализовать принцип метапредметных связей в образовании.

— Чем увлекаетесь вне стен школы? Что вдохновляет и придает сил?

— Занимаюсь спортом, путешествую и коллекционирую марки из разных стран и городов мира, люблю встречаться с друзьями и играть в настольные игры, интересуюсь современными цифровыми профессиями и вообще всем, что связано с новейшими достижениями в сфере IT. А проделанная нами работа в области экологии заставила меня серьезно задуматься о проблеме переработки отходов и загрязнении окружающей среды, поэтому я начал работать над небольшими экопривычками и концепцией нулевых отходов в моей жизни.

 Какими взрослыми вы хотели бы видеть своих учеников?

— Я искренне надеюсь, что главное качество, которым будут обладать все мои выпускники, — это способность мыслить критически. В современном мире невозможно оставаться замкнутым в собственных мыслях. Информационный поток оказывает беспрецедентное воздействие на все сферы жизни. Я вижу одной из своих главных задач как учителя привить детям способность опираться на науку и истину как на свет, озаряющий тьму неопределенности; научить их прислушиваться к другим людям и показать, что синергия человеческих знаний всегда приводит к прогрессу и миру, а разобщение никогда не идет на пользу никому.

Иностранный язык, который я преподаю, является частью общемировой культуры и средством межкультурной коммуникации. Не имея такого средства в своем интеллектуальном арсенале, человек только замыкается в себе и зацикливается на собственной идентичности без возможности рассказать о себе миру и узнать об этом мире самому.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций