29 августа 2022
#ЧеловекУчитель 1-4 классы 10-11 классы 5-9 классыУчитель года Москвы, спасатель-волонтер, эксперт по основам безопасности жизнедеятельности, блогер — все это про Геннадия Старунова, преподавателя ОБЖ школы имени Маршала В.И. Чуйкова. Мы поговорили с Геннадием о красоте его предмета, о сходстве в работе учителя и спасателя и о главном педагогическом конкурсе.
— На своей страничке в соцсетях вы очень пронзительно написали: «В головах людей этот предмет вызывает много вопросов. У меня много боли за него, но вместе с тем и веры. Мой предмет имеет глубокую красоту, которую надо показать. Ядро ОБЖ — это сохранение жизни человека. Что может быть выше этого?» Хочется об этом поговорить. Почему болит? Что вызывает тревогу и что можно сделать для исправления ситуации?
— В 2020 году вышла статья с названием «Самый ненужный предмет в школе». Ее основная мысль в том, что детей надо учить практике, иначе права на существование этот предмет не имеет. В 2021 году Институтом прогрессивного образования был проведен опрос среди школьников, и 69% респондентов отметили, что самый ненужный предмет — это ОБЖ. Они готовы им заниматься только в том случае, если их будут учить навыкам выживания. Когда я вижу, как спасатели, врачи, военные, туристы, психологи и разные специалисты по комплексной безопасности служат людям, то не могу согласиться с мнением о ненужности ОБЖ. И я решил показать красоту этого предмета, сделав героями всех специалистов, занимающихся безопасностью, и жителей нашей страны.
— Как вам удается показать красоту предмета ОБЖ?
— Нужно говорить о том, что важно людям. В моем случае — это актуальная ситуация, с которой может столкнуться каждый человек. Что делать, если ребенок провалился в колодец? Как действовать при встрече с сомнительным незнакомцем? Почему нельзя переворачивать автомобиль при ДТП? Чем опасны ливневки? Какие спасительные слова произносить при экстренной ситуации? Как оказать первую помощь? Я рассказываю о действительно важных вещах, основанных на реальных происшествиях и опыте. Возможно, именно поэтому мне удается заинтересовать предметом не только детей, но и взрослых.
— Как вы стали учителем? Помните свой самый первый урок?
— После работы в организации «Дети улиц» я искал себя. Неожиданно я попал в Лицей 1303, ныне Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова, где встретился с заместителем директора. Я попросил дать мне возможность попробовать свои силы в качестве учителя ОБЖ, и она согласилась. На первом уроке я рассказывал детям про уголовную ответственность несовершеннолетних. Им было интересно. Мне тоже было интересно с ними, потому что я всегда прислушиваюсь к детям и уважаю их точку зрения.
— Есть ли что-то общее в работе учителя и спасателя?
— Ответственность, концентрация внимания на мелочах, молниеносные ответы на вопросы, любовь к людям.
— Делитесь ли вы с учениками случаями из спасательской практики?
— Все случаи на сменах я разбираю с детьми на уроках. Мне интересно, как бы они себя повели в той или иной ситуации. Например: жильцы не помнят, где их ключи, и вызывают спасателей, чтобы вскрыть дверь. Профессионал, если случай не экстренный, дотошно расспросит обо всех подробностях и выяснит, что люди ходили в магазин, а когда вернулись, то обнаружили пропажу. Спасатель идет по следу и находит ключи. В итоге дверь не повреждается, шума от вскрытия нет, и все довольны. Другой случай: дверь захлопнулась, а за дверью кричит ребенок. Спасатель экстренно спускается с балкона верхнего этажа, проникает в квартиру. И что же он должен сделать, если ребенку не угрожает опасность? Открыть дверь и впустить маму, чтобы у ребенка не было стресса от неожиданной встречи с незнакомым человеком.
— Как построены ваши уроки? Сколько времени отводится практике и как она проходит? Какие приемы используете?
— Мы почти ничего не пишем на уроке. Суть ОБЖ в умении молниеносно анализировать ситуацию, уходить от опасности или же оперативно действовать в ней, если по-другому невозможно. К каждой теме учебника идет привязка к реальным случаям, которыми делятся люди со всей страны. Если тема «Пожарная безопасность», то я открываю блог и ищу истории на эту тему. В дальнейшем я планирую все темы блога увязать с КТП, чтобы взрослые вместе с детьми проходили актуальные темы по безопасности.
9 лет я использую метод «механика мышления», когда я описываю ситуацию или моделирую ее с помощью предметов, а ребята пытаются найти решение за ограниченное время. Поскольку кроме меня всех вводных не знает никто, то среагировать за считанные секунды бывает сложно. Такие задачи максимально приближены к реальным ситуациям, с которыми сталкиваются люди.
По многим блокам я целенаправленно получал знания, обучаясь у лучших специалистов страны. Чтобы говорить о спасательных операциях, я учился в единственном поисково-спасательном отряде в Москве, где люди разных специальностей выезжают на смены волонтерами. Чтобы ответить на любые вопросы про горы, походы, снаряжение, я аттестовался на инструктора по детско-юношескому туризму, неоднократно ходил в туры выходного дня и в горы. А если говорить про первую помощь, то учился в Красном Кресте и продолжаю расширять свои знания. Для повышения компетенций в области психологии я аккредитовался как консультант в профессиональной психотерапевтической лиге, работал волонтером на телефоне доверия, проходил небольшую практику в СИЗО, работая с несовершеннолетними. Кроме того, я использую все знания, полученные во время службы в воздушно-десантных войсках. На очереди стоит освоение следующих специальностей: пожарный, специалист по выживанию, инструктор по тактическим играм, водолаз-спасатель, парашютист и других.
— Удивляли ли вас ваши ученики? Восхищали?
— Каждый ученик для меня — планета. На соревнованиях «Школа безопасности» все три мои команды сходу научились управлять лодкой без присутствия меня как тренера. Я стоял на берегу, волновался за них и в то же время восхищался их мужеством. Горжусь тем, что совсем недавно десятиклассник помог ребенку, который потерялся. Он в момент понял, что ребенок один и сопровождал его до торгового центра, куда и вызвал полицию. Одна ученица спасла ребят от нападения собак. Перепрыгнув через забор, она начала лаять, отвлекая стаю. Собаки бросились в ее сторону, а дети смогли убежать. Другая девочка смогла остановить кровотечение своему знакомому, вызвав восхищение бригады скорой медицинской службы.
— Ваши ребята участвуют в олимпиадах? Если да, то готовитесь ли вы к ним как-то специально?
— Каждый год ребята участвуют в разных олимпиадах, почти всегда занимают призовые места на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. На Московской олимпиаде по комплексной безопасности особая гордость: два победителя и два призера. На городском соревновании «Первая помощь» — 6 победителей. Также мы участвовали в соревнованиях «Школа безопасности», где чуть не вошли в ТОП-10 Москвы, заняв 11 место. В дальнейшем я планирую создать «Импульсные игры», где заданиями будут реальные истории людей, которые столкнулись с опасностью. По ОБЖ у меня 48 идей. Сейчас реализованы только две: безопасность через сторителлинг и народный блог по ОБЖ.
— Расскажите о конкурсе «Учитель года Москвы». Что было самым сложным?
— Сложно быть точным в моменте, когда тебе задают вопрос, о котором ты заранее ничего не знаешь, и нужно не просто ответить на него, но еще и провести аналогию, добавив историю из личного опыта. Это не всегда получалось, но, по моему убеждению, это самый верный путь. Во время мастер-класса я на миг почувствовал, что внимание держится на волоске, и я почти потерялся. Но потом сбавил темп и все же сумел донести до присутствующих идею о том, что ОБЖ — важнейший предмет в школе, ведь речь идет о сохранении жизни. Нет ничего выше этого и никогда не будет.
— Что почувствовали, когда в финале конкурса объявили ваше имя?
— Победил не Геннадий Владимирович, а все учителя ОБЖ нашей страны, спасатели и десантники. Моя миссия — показать невероятную красоту и многогранность этого предмета. И если потребуется собрать целый стадион людей, чтобы снова это доказать, то мы с моими друзьями без колебаний сделаем это.
Интервью подготовила Ирина Калашникова
Теги
интервью19 июня 2023
1-4 классы 5-9 классы Совет эксперта26 мая 2023
1-4 классы От детского психолога Совет экспертаРубрики