Любовь Оболенская: «Любое действие человека можно считать химией»

23 декабря 2022

#ЧеловекУчитель

Любовь Оболенская: «Любое действие человека можно считать химией»

«Любое действие человека можно считать химией», — говорит Любовь Оболенская, кандидат химических наук, учитель химии московской школы № 2065 и пожарный-волонтер.

— Вы выбрали для изучения и исследований неорганическую химию. Почему?

— Именно с занятий на кафедре неорганической химии начинается учеба студентов-химиков. И мне, конечно, сразу стало интересно. Я попросилась на «научку», и тут мне несказанно повезло — моим научным руководителем стала д.х.н. Елена Владимировна Савинкина. Это редкий человек и редкий профессионал. На кафедре ее называли «солнышком» за оптимизм. И во многом благодаря ей я смогла окончательно определиться с выбором.

— Как вы объясняете детям, которые только-только начали изучать предмет, что такое химия?

— Химия — это наука о превращениях веществ. И именно поэтому только химия способна дать инструменты для преобразования окружающей действительности. К сожалению, не всегда в лучшую сторону. Но ведь и на бумаге можно написать арию Надира из оперы «Искатели жемчуга», а можно — донос. Или разжечь костер при помощи той же бумаги, не потушить его должным образом и спровоцировать торфяной пожар — как мы это недавно наблюдали. Ведь только человек решает, что и как он применяет. Так же и с химией. Это я и объясняю детям, а еще сразу же у них спрашиваю: существует ли математическая промышленность? Географическая промышленность? Физическая промышленность? Нет, только химическая. Вот то-то и оно.

— Есть ли какой-либо надежный способ привить ученикам любовь к предмету — кроме как взорвать что-нибудь вместе с ними в качестве эксперимента?

— Надежного способа нет. Но можно, например, привнести в предмет элементы робототехники, тогда химия станет детям ближе и «круче». Ну и не жалеть сил (которых, впрочем, и так нет) на практические работы.

— А доводилось ли вам на переменках отгонять от лабораторного стола излишне творческих и пытливых товарищей, желающих самостоятельно намешать реактивов, «чтоб бахнуло»? Как вы приучаете детей к технике безопасности во время лабораторных работ?

— У меня в школе ничего таким макаром намешать не получится. В силу специфики своего хобби инструктажи по ТБ я провожу не за страх, а за совесть. И стараюсь одновременно преподать базовые навыки оказания первой помощи, чтобы по закону Мерфи они не понадобились никогда.

— Как относитесь к самой идее виртуальных лабораторий?

— Они полезны в ситуации, когда по той или иной причине необходимо дистанционное обучение.

— Что, на ваш взгляд, на сегодняшний день является основной проблемой преподавания химии в школе и как эту проблему можно было бы решить?

— Проблема — пропасть между детьми с обожаемыми ими гаджетами и учителями, воюющими на уроках с этими же гаджетами. Решить можно, как уже писала, роботизацией, причем задействуя имеющееся очень во многих школах оборудование — LEGO MINDSTORMS® с датчиками Vernier.

— Кто-то вышивает крестиком, кто-то разводит цветочки, а вот у вас очень необычное хобби — пожарное волонтерство. С чего все началось и как к этому отнеслись ваши друзья и близкие, ведь это далеко не безопасное увлечение?

— Началось все с проекта «Коптерная разведка тлеющих торфяных очагов», к которому я подошла со своей обычной обстоятельностью и таки выяснила, а кто же у нас профессионально занимается коптерной разведкой тлеющих торфяников. Оказалось, Добровольные лесные пожарные Центрального региона, только отработана-то тепловизионная разведка, а в нашем проекте задействован «химический нос», сенсор. А насчет безопасности — с учетом моей ежедневной велоезды по двум шоссе (так исторически сложилось) об этом беспокоиться смешно.

— Кем бы Вы хотели видеть своих учеников в будущем?

— Хорошими людьми, умеющими думать, причем головой. На днях меня — а я перемещаюсь на велосипеде — протащил по дороге безвестный водитель, буксировавший битое авто с торчащим вбок колесом. Они ехали очень медленно, и я решила обогнать. И тут водитель меня подрезает, а торчащее колесо нас с велом цепляет и тащит. Гениальная схема. Но ведь минимальная была нужна способность к экстраполяции! И мне, как только я пришла в себя, просто нестерпимо захотелось за этим бедолагой побежать с воплем: «Давайте Вас думать научу!»

— Учителя обычно следят за судьбой своих учеников. Расскажите, кем гордитесь вы?

— Еще не закончили школу дети, к которым в 8 классе я пришла в свой первый год работы в школе. Однако я бы ими уже гордилась, если бы мое самоедство оставляло для этого место. Прежде всего это — Раяна У., в течение всего своего доклада на конференциях героически державшая в пламени спиртовки кубик из ДСП, пропитанный «ее» огнезащитой. Еще один ребенок поступил на геологический факультет МГУ, осознав там, после инженерного (физмат) класса, что химия-то нужна.

— И последний вопрос, который волнует многих. Откройте нам секрет: «химия» между людьми действительно существует или это просто романтическая метафора?

— Между людьми существует «диагноз „весна“», поскольку мы все же несколько сложнее, например, морских свинок. Хотя да, вся передача нервного импульса — это цепь биохимических реакций, так что 100% любое действие человека, мыслительное усилие, смену настроения можно считать «химией».

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций