Станислав Никитин: «Человек в экстремальной ситуации не поднимается до уровня своих ожиданий, а падает до уровня устойчивых навыков»

9 декабря 2022

#ЧеловекУчитель

Станислав Никитин: «Человек в экстремальной ситуации не поднимается до уровня своих ожиданий, а падает до уровня устойчивых навыков»

Станислав Никитин — учитель ОБЖ школы № 618 и инструктор по спортивному туризму. В нашей рубрике #ЧеловекУчитель Станислав рассказал о том, можно ли научиться управлять рисками, в чем ценность ситуационных задач и чему дети и взрослые могут научиться в спортивных походах.

— Когда вы решили стать учителем?

— Вообще таких периода у меня было два. Первый относится к выбору образования. В школьные годы я был воспитанником двух военно-патриотических клубов десантного профиля: «Юный десантник» и «Легион». В какой-то момент мне начали доверять проводить часть занятий, и я стал помощником тренера. Когда встал вопрос о выборе профессии, без сомнений выбрал «военрука», но этому обучали только в областном университете. Тогда мой тренер предложил пойти по его стопам в МГПУ на факультет безопасности жизнедеятельности, где обучали не только военному делу, но и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Во время обучения в университете я вел занятия по спасательному делу и туризму в школе в качестве преподавателя дополнительного образования. Не секрет, что часто люди окончив вуз идут работать не по профессии. Так было и со мной. После окончания срочной службы в армии я не чувствовал достаточного жизненного опыта, чтобы преподавать в школе. Но, сменив несколько профессий — от промышленного альпиниста до бортпроводника, решил вернуться к теме преподавания. Я понял, что готов нести опыт, причем практический, и пришел в школу.

— Что для вас ОБЖ? Школьный предмет, необходимые жизненные навыки или, может быть, философия?

— Вопрос, конечно, философский. Я бы сказал, что все и сразу.
«Основы безопасности жизнедеятельности» даже в рамках школьной программы — это комплекс мероприятий: основное образование, воспитательные мероприятия, дополнительное образование, внеурочная деятельность. Но все это лишь капля.

Для изучения лишь небольшой части в области безопасности мне потребовалось более 10 лет высшего и дополнительного профессионального образования. Дело в том, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» огромна, она включает в себя знания из различных предметов и отраслей. Это дисциплина, в которой очень ярко выражены межпредметные связи и необходимы метапредметные навыки.

С развитием технологий, как бы странно это ни звучало, опасностей становится все больше. Знать все, конечно, невозможно, избежать всех опасностей — тоже. Суть безопасности — это управление рисками. Важно уметь распознавать, оценивать и минимизировать их.

— Как проходят ваши уроки? Какие приемы вы используете, а от каких привычных для школы методик вы, возможно, отказались?

— Можно ли человека научить кататься на велосипеде, рассказывая ему теорию и показывая картинки? Конечно, нет. Практика, практика и только практика. В экстремальных условиях человек падает с уровня своих ожиданий о себе до уровня отработанных навыков.

Достаточно большая часть уроков по ОБЖ — практическая (пожарная безопасность, первая помощь, радио-, хим- и биозащита, основы военной службы). Так в рамках темы «Пожарная безопасность» мы с ребятами выходим «тушить» условный пожар. Не каждый взрослый может сказать, что умеет пользоваться огнетушителем, а мои ребята могут.

Также я очень люблю проблемный и поисковый методы. На теоретических уроках задаю вопросы, правильных ответов на которые учащиеся не знают, но могут самостоятельно сформулировать на основе предыдущего опыта.

— Ваша страница в соцсетях полна приключений — и «взрослых» походов, и с ребятами. Как началось ваше увлечение туризмом? Замечаете, как ученики применяют те знания, которые вы даете им на уроках?

— С туризмом я познакомился в военно-патриотических клубах, но тогда это было больше из курсов выживания в природной среде и выполнение тактических задач. Более близкое знакомство нам организовал наставник по педагогической практике Игорь Юрьевич Леонов (преподаватель ОБЖ и географии). Он сводил нас в поход на Кольский полуостров. И я загорелся, решил сам ходить и водить друзей. Но все оказалось не так просто.

В спортивном туризме существует огромная система по подготовке кадров. Я прошел несколько клубов и несколько видов туризма, до 5 походов в год — это не считая двухдневных. Постоянное повышение квалификации. В итоге я достиг звания инструктора спортивного туризма по горному и пешему видам, организатора по водному туризму при Федерации спортивного туризма России, инструктора Детско-юношеского туризма, и стал инструктором одного из самых крупных клубов Москвы — т/к «Вестра».

Туристический поход — это другой мир, где люди учатся самостоятельно организовывать свой быт в природной среде. Спортивный поход отличается еще и выполнением определенных целей, преодолением локальных препятствий. Да, мы ходим в любую погоду — под дождем и по снежным склонам. Условия могут быть весьма суровы, а природа не делает различий между детьми или взрослыми. В таких условиях человек раскрывается полностью. Скорее в походах ребята приобретают жизненный опыт, который впоследствии транслируют на уроках — как на ОБЖ, так и на других.

— Случались ли непредвиденные ситуации в походах?

— Смотря что считать непредвиденными ситуациями. Мы готовимся к походу около полугода: техника, тактика, физическая подготовка, первая помощь… На маршруте нас курируют: координационный центр, маршрутно-квалификационная комиссия, МЧС, страховая компания. Туризм — это экстремальный вид спорта, связанный с повышенной угрозой здоровью и жизни. Мы готовы ко всему.

Мы составляем планы, в которых обязательно прописываются запасные и аварийные варианты. Конечно, сколько планы не составляй, все пойдет по-другому. К этому могут приводить причины, не зависящие от нас: погода, резкое ухудшение здоровья участников, неточности картографии и прочее, но и к этому мы тоже готовы.

Если говорить про травмы, которые требовали бы срочной эвакуации вертолетом или вязки носилок, то таких у нас не было.
Из непредвиденного в последнем походе (гора Архыз, 2 категория сложности):

• Участник не склеил и не заламинировал карты — непредвиденно, но и не критично.
• У девушек на 3-й день похода ухудшилось самочувствие, пришлось их разгружать в сторону парней, хотя масса рюкзаков у них и так была больше.
• На 4-й день не успели спуститься 1км по высоте с перевала, ночевали на склоне с уклоном и без источника воды, вечером пришлось собирать росу, а утром — дождевую воду с тента.
• В тот же день тропа заросла, движение под дождем без тропы по склону до 50°.
• Опоздание на сутки от графика — нагнали.
• На 6 сутки — воспаление коленной связки у руководителя похода, поход под угрозой срыва. С помощью медицинских препаратов и эластичного бинта — прошел еще 6 дней похода, удачно завершив.
• В течение большого количества дней на маршруте не ловила спутниковая связь, что привело к напряжению обстановки с родственниками.

Непредвиденные ситуации случаются часто, и мы просто берем это в расчет.

— Ваш коллега Геннадий Старунов так написал про вас: «Человек вечного движения и желания научить детей оперативно мыслить в экстренной ситуации». Оперативно мыслить — этому действительно можно обучить?

— С Геннадием мы не только коллеги, но и друзья, а еще мы выступаем друг для друга критиками. «Оперативно мыслить» в экстремальной ситуации можно, но тут я не согласен с формулировкой понятия.

Как я уже говорил, человек в экстремальной ситуации не поднимается до уровня своих ожиданий, а падает до уровня устойчивых навыков. Навык — устойчив, быстр. Обычно навыки стандартизируют и в рамках обучения дают без вариантов. Это приводит к тому, что человек, заучив один какой-то алгоритм, впадает в ступор, если условия задачи чуть изменить. Допустим, мы научили на отлично учащегося делать сердечно-легочную реанимацию и останавливать кровотечения различными способами, но, скорее всего, это был один «пострадавший». А ведь их может быть два, три, может быть девушка, ребенок, младенец. А еще он может быть в сознании и общаться. В такой ситуации мозг испытывает когнитивный диссонанс и может впасть в ступор. С одной стороны человек знает, как нужно действовать, но в такой ситуации он этого никогда не делал. Чем больше у человека опыта решения различных ситуационных задач, тем быстрее он находит ответ на новые вызовы.

— Как вы думаете, как будет развиваться дисциплина ОБЖ? Что может измениться в ее преподавании?

— Преподавание ОБЖ должно быть практико-ориентированным, иначе этот предмет бесполезен. Я очень надеюсь на то, что в курсе останется минимум теории. Еще одна проблема, на мой взгляд, состоит в материальном обеспечении. Я могу показывать картинки, рассказывать, показывать видео, устраивать интерактивы, но я таким образом никогда не научу человека практическим навыкам. Очень сильно это сказывается на теме «Первая помощь». Да и неплохо было бы делить классы на подгруппы для проведения сложных практических занятий (стрельбы, СЛР, десмургия).

— Какие напутствия вы бы дали начинающим коллегам?

— Общайтесь с детьми (но не допускайте панибратства), удивляйте их. Наш предмет как раз к этому располагает. Больше практики. Дети ответят взаимностью, и всем будет интересно.

Всегда хочется, чтобы в будущем наши выпускники сказали: «А у меня был Самый крутой ОБЖшник!!!»

— Какими вы хотели бы видеть своих учеников в будущем?

— Хочется их видеть состоявшимися, счастливыми и достойными членами общества. У меня нет цели сделать каждого ученика туристом, спасателем, или военным. Только если у ребенка есть подробное желание, я помогаю с его воплощением в жизнь. В общем, я хочу видеть человека, с которым приятно будет пообщаться и через 10, и через 40 лет.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций