Людмила Чистова: «Каждый урок – это новая идея»

11 ноября 2022

#ЧеловекУчитель

Людмила Чистова: «Каждый урок – это новая идея»

Людмила Чистова, учитель математики и информатики ГБОУ Шуваловская школа №1448, считает, что задача педагога — не только учить, но и постоянно учиться самому. Ее ученики неоднократно завоевывали призовые места на различных конкурсах, а сама она — признанный эксперт в области проектной и изобретательской деятельности.

— Помните, когда твердо решили стать учителем? Что способствовало такому решению?

— Я училась в гимназии № 1515 и решила стать учителем благодаря прекрасным педагогам — Елизавете Николаевне Стрелковой, Татьяне Даниловне Дорониной, Любови Дмитриевне Сенчиной, Жанне Валерьевне Агафонцевой, Ксении Алексеевне Изотовой. На них мне хочется равняться до сих пор. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность за их вклад в становление меня как личности и как учителя.

— А когда, по-вашему, происходит становление педагога?

— В университете формирование учителя только начинается, особенно во время педагогической практики. А становление учителя как профессионала — умение и постоянное стремление удивить ученика, стимулировать его познавательную активность — этого можно добиться только непосредственно при постоянной работе в классе с детьми.

— Какими были ваши первые уроки? Волновались?

— Вспоминаю свой первый урок с 5 «А» классом. Волновалась, для меня это было испытание на прочность. Помню их большие, устремленные на меня глаза. С тех пор я всегда  старалась преподнести свой предмет так, чтобы им было по-настоящему интересно. Для меня каждый урок — это новая идея.

— «Задача педагога не только учить, но и постоянно учиться самому», — прочли мы у вас на странице. Чему, по вашему мнению, важнее всего научиться педагогу?

— Информатика — наука, которая развивается сегодня быстрыми темпами. Поэтому учителю необходимо постоянно изучать что-то новое, быть в тренде. Кроме того, педагогу нужно научиться находить подход к каждому ученику и стать наставником, который проведет ребят в мир знаний.

— Какой он — идеальный урок информатики в школе? Случаются ли такие уроки?

— Идеальный урок проходит на одном дыхании, когда ты не чувствуешь время. Ты как учитель отдаешь свои знания, умения, эмоции и видишь, ощущаешь полную отдачу от учеников.

— Ваши ребята создают исследовательские проекты, участвуют и побеждают во многих конкурсах. Расскажите, как все начиналось?

— Начиналось это в прошлом году, когда я первый год работала в школе. Во время внеурочной деятельности пятиклассники создали оригинальные и необычные 3D-модели: «Эйфелева башня» и «Кот будущего». Получилось не по возрасту круто, ведь ребята учились всего лишь в пятом классе. Увидев такой результат, я им предложила принять участие в конкурсе. В итоге мы заняли первое и третье места. С этого и началась наша конкурсная история.

— Киберспорт — направление, к которому многие относятся со скептицизмом. Что бы вы могли сказать сомневающимся?

— Отечественная IT-cфера заинтересована в воспитании новых кадров. И чтобы идти в ногу со временем, специалистов по киберспорту нужно готовить со школьной скамьи. Нехватка профессионалов ощущается уже сейчас, а со стремительным развитием технологий потребность будет расти все больше и больше. Киберспорт представлен не только и не просто играми, а системой тренировок, развивающей многие важные качества личности — такие, как опыт работы в команде, стратегическое и тактическое мышление, навык быстрого принятия решений, креативность.

— Какие ресурсы вы используете в обучении? Как оцениваете лабораторию информатики в МЭШ?

— На уроках я использую несколько образовательных платформ и облачные сервисы. На мой взгляд, отрицать современные технологии и методики обучения — значит тормозить образовательный процесс. Современный мир без информационных технологий уже невозможен.

Для ребят, увлекающихся программированием, лаборатория информатики — просто находка. Здесь можно самостоятельно изучить языки программирования C#, С++, Python, Java, Pascal или подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам. В лаборатории можно сохранить работу целиком или на определенном этапе, чтобы потом ее продолжить. Среди виртуальных лабораторий по предметам «Технология» и «Информатика» хочу отметить «Построение логических схем», «Моделирование роботов», «Использование микроконтроллеров» и «Логитариум». Такая интерактивная образовательная среда позволяет организовать практико-ориентированное обучение школьников.

— Удивляют ли вас ваши ученики? Бывают ли моменты, когда они заставляют вас по-новому взглянуть на ваш предмет?

— Конечно! Удивляют и радуют, когда знают ответы на сложные вопросы, рассказывают что-то новое из IT-сферы, о своих идеях и планах. Информатика — предмет с огромными межпредметными связями. И недавно я поразилась тому, что ученик инженерного класса стал победителем конкурса исследовательских работ «Планета Земля» по биологическому направлению.

— Мы часто слышим, что успех — результат упорной работы и вдохновения. Что вдохновляет вас?

— Меня всегда вдохновляет мысль о том, что можно добиться результатов, побед, если к этому упорно стремиться и готовиться. Этому я всегда учу своих учеников. Мое кредо: «Чтобы научить, надо уметь самому; чтобы тебе поверили, надо самому в это верить; чтобы за тобой пошли, надо самому идти вперед!»

— Какой вы представляете себе школу будущего?

Школа будущего — это уникальное учебное пространство, в котором рождаются гениальные идеи и находят свое воплощение креативные проекты юных талантов. Здесь будут появляться новые технологии: 3D‑уроки и принтеры, виртуальная и дополненная реальности, облачные сервисы, роботы, искусственный интеллект. Образование, как и всю нашу дальнейшую жизнь, уже невозможно представить без цифровизации.

Интервью подготовила Ирина Калашникова

Теги

интервью
Больше публикаций